Просто для того, чтобы владивостокцу увидеть океан, нужно на каком-нибудь плавсредстве (ну, не на шлюпке с дизелем, конечно) выйти из бухты Золотой Рог, через пролив Босфор Восточный, мимо острова Скрыплёва пройти в залив Петра Великого, оттуда в Японское море, а уже оно - составная часть вышеупомянутого океана.
Вообще море - это когда видны берега, а океан - когда день за днём, месяц за месяцем ни хрена не видно. Я был тогда матросом Тихоокеанского флота, и это был мой первый рейс. Предыстория его довольно занятная, поэтому задержимся с поднятием якоря. Офицер из военкомата, с красивой фамилией Облонский невзлюбил меня с первого взгляда. Ну и чёрт бы с ним, я не червонец, чтобы всем нравиться. Но у этого дяди были офицерские погоны, и служил он в райвоенкомате и, естественно, был царь и бог для всех призывников, к каковым, увы, относился и я.
Правда, я был не совсем обычным... После окончания средней школы я сделал попытку поступить в Дальневосточный университет, на филологический факультет, однако на первом же вступительном экзамене - сочинении по литературе - умудрился получить 2. Пошёл работать на судоремонтный завод, учеником слесаря (ремонтировать судовые двигателя). Через два года я повторил свою попытку. В этот раз я написал сочинение значительно лучше - на 3. Теперь предстояло сдать ещё три экзамена, но как раз в эти дни мне исполнилось 19 лет, и я тотчас же получил повестку из военкомата, дескать, пожалте бриться. Вот гадство! Я на полусогнутых побежал туда и попросил отсрочку «буквально на две недели», мол, не сдам вступительные - я солдат, а если сдам - не замай: я студент. Может тогда-то меня увидел и сразу возненавидел этот Облонский. За что - не ведаю, по-моему, просто за внешность, может, я на от тёщу был похож?..
С явной неохотой дали мне просимую отсрочку, и пошёл я сдавать экзамены. И сдал. Получил вожделенный студенческий билет и с гордостью предъявил его в военкомате, куда меня в очередной раз вызвали. Облонский чуть не лопнул от злости. Он процедил сквозь зубы: - Всё равно будешь служить! Тебя обязательно выгонят из вуза, и мы тебя возьмём! Так и сказал…. Как о преступнике. Каждый год он вызывал меня повесткой и проверял, учусь ли я еще. Это напоминало какой-то кафкианский процесс: я являлся на очередной вызов, показывал свой студбилет и майор злобно шипел: «Свободен! Пока...»
На каком-то курсе, кажется, на третьем, я, действительно, был на грани отчисления из-за двух хвостов по языкам (русскому и английскому). Но удержался - не столько из-за страстного желания учиться, сколько из-за нежелания доставить радость этому Облонскому.
Но вот, слава Всевышнему, я окончил университет, получил диплом с выдавленным на темно-синей обложке гербом Советского Союза, значок-«поплавок» с тем же гербом и назначение учителем словесности в самый дальний и глухой угол Приморья - в Красноармейский район. «Уж лучше в Красноармейский район, чем в красноармейцы!» - приговаривал я, бурно отмечая победу над майором Облонским.
(из рассказов о Владивостоке В. Щербака)
URL | http://www.stateyki.org.ua/articles/vladivostokskie-istorii-o-moryah/ |
Ссылка | <a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/vladivostokskie-istorii-o-moryah/">Владивостокские истории о морях</a> |
BBCode | [url=http://www.stateyki.org.ua/articles/vladivostokskie-istorii-o-moryah/]Владивостокские истории о морях[/url] |