СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Традиционные психотехники в рамках современного психологического консультирования

комментариев: 0 / добавить комментарий

Психологическое консультирование и тренинги очень важны для современного общества. Психологи-консультанты помогают людям решать многочисленные личные проблемы, проблемы межличностных отношений на работе, в семье, в обществе. Разнообразные тренинговые техники дают возможность развить свои способности, в том числе и необычные, раскрыть творческий потенциал, выходить победителем из многочисленных жизненных передряг. Тренинговые техники, надо сказать, сейчас очень разнообразны, я понимаю под этим термином как собственно тренинги, проводимые в группах, под руководством инструктора, так и те, что адаптированны для самостоятельного освоения, как например аутотренинг.

Однако не следует думать, что психологическое консультирование является порождением исключительно нашего времени. Сходные задачи стояли перед людьми всегда и люди всегда их решали. За долгую историю человечества накопился огромный опыт и множество разнообразных техник, предназначенных для решения практически всех тех задач, которые сейчас решаются психологами консультантами и в процессе тренингов. Эти психотехники, которые мы в дальнейшем будем называть традиционными, в подавляющем большинстве случаев были весьма эффективны, просты в применении и позволяли получить желаемый результат очень быстро, что, кстати, важно для современного человека. Оно и понятно: наши предки, те, кто создавал эти психотехники, были людьми практичными, их мало интересовали такие вопросы, как «правильность» того или иного подхода, его соответствие каким-то моделям, разве что базовым моральным принципам той культуры, которая породила конкретную технику.

Что же происходит с этим грандиозным наследием сегодня?

Прежде чем отвечать на этот вопрос давайте рассмотрим, что из себя представляют традиционные психотехники?

Под собирательным названием традиционных психотехник мы будем понимать весь тот разнородный конгломерат способов воздействия на сознание и подсознание человека, который пришёл к нам из народной культуры, древних религиозных культов, средневековых суеверий и тому подобное. Все эти техники работают в рамках моделей родной для них культуры и, соответственно, описываются терминологией, специфичной именно для этой культуры. К сожалению "официальная" наука относится к этим психотехнологиям пренебрежительно, как к суевериям, за которыми ничего не стоит, серьёзные исследования их эффективности практически не велись. Однако имеются косвенные данные, подтверждающие что эти психотехники были чрезвычайно эффективны. Впрочем, удивляться последнему не стоит, ибо в противном случае они не смогли бы просуществовать сотни, а порой и тысячи, лет.

При всём разнообразии внешних проявлений у рассматриваемых техник была одна общая база: предполагалось существование некоего невидимого мира, взаимопроникающего с нашим и населённого невидимыми простому человеку существами и сущностями, способными влиять на мир видимый, проявленный. Оператор так или иначе выходил на контакт с такими сущностями и они, по его просьбе или приказу, выполняли часть или всю предполагаемую работу и/или поставляли информацию. Например, шаман вызывает духа дождя и тот сообщает шаману точное время, когда в данной местности пойдёт дождь.

Как я уже говорил, достоверных статистических данных об эффективности подобных предсказаний нет, но некоторые косвенные данные и общие соображения говорят о том, что подобные прогнозы должны быть достаточно эффективны. В случае с предсказанием дождя обычно считается, что наше подсознание способно проанализировать весь комплекс признаков, указывающих на приближающееся ненастье и выдать весьма достоверный прогноз (как известно, любое природное явление имеет целый набор предвестников). Образ духа дождя в этом случае является только посредником между сознанием и подсознанием.

Примерно так же работают техники, направленные на повышение эффективности человека в той или иной деятельности. Самый распространённый пример – заблудившийся в лесу человек обращается к лешему и тот выводит путника из леса. Сам Ваш покорный слуга тоже пользовался подобными приёмами, например, когда искал грибы (обращался к Лешему) или бродил по болоту (обращался к Болотному). Честно скажу, помогает.

Я намеренно не хочу сейчас обсуждать "правильность" или "неправильность" предлагаемых наукой объяснений. Сейчас важно, что эти психотехники на самом деле работают. И я хотел бы поговорить не о теории, а о практике. Как мы можем сегодня воспользоваться этими народным опытом?

Сейчас я скажу то, что возможно будет воспринято современной научной психологией как страшная ересь. Я считаю, что нам надо, по крайней мере сейчас, на данном этапе изучения вопроса, научиться использовать традиционные психотехники "как есть", то есть именно в той форме, в какой их предлагают нам народная или историческая традиция.

Почему именно так? Прежде всего потому, что в подавляющем своём большинстве они не переводимы на язык современной рациональной науки. Действительно, чем заменить обращение к Лешему в описанных выше случаях?

Кроме того, существует множество людей, крайне критически относящихся к современной психологии и психотерапии. Они не пойдут к психотерапевту даже в случаях самых критических, но они лояльны к носителям традиционных психотехник. Они скорее будут изгонять из дома вредоносные сущности, нежели пойдут на консультацию по семейным проблемам. Причём не следует думать, будто всё это люди примитивные и малограмотные. Эти настроения очень сильны именно в среде интеллигенции.

Несомненно, что такой подход сам по себе несёт целый ряд проблем и сложностей. Например: люди, создававшие традиционные психотехники сильно отличались от современных городских жителей, они решали другие жизненные проблемы, мораль тех обществ тоже далеко не всегда приемлема для общества современного. Именно поэтому далеко не всё, что может нам предложить традиционная культура применимо сегодня.

Кроме того, очень часто применение традиционных техник предполагает включённость человека в саму культурную модель, как минимум лояльное к ней отношение, что тоже далеко не всегда приемлемо. Однако эта сложность не является такой уж непреодолимой. Все мы являемся потомками наших предков и их культура не может быть для нас совсем уж чуждой. Освоение традиционных психотехник несомненно обогатит наше понимание культуры и истории собственной страны и собственного народа, наполнит столь популярное в наши дни движение исторической и этнографической реконструкции глубоким внутренним содержанием.

Что же сейчас представляют из себя традиционные психотехники? С одной стороны, в большинстве стран, и прежде всего в Европе, та культурная среда, в которой они сформировались и существовали уже разрушена и осталась только в записях этнографов. В лучшем случае эта культурная среда стремительно деградирует уступая место современной урбанистической культуре. С другой, как это ни покажется странным, традиционные психотехники не уходят в историю. Сейчас они живут и развиваются. Многие пользуются ими для себя, кто-то пытается помогать другим, кто бескорыстно, кто-то строит на использовании традиционных психотехник свой бизнес.

Как это ни парадоксально, но разрушение традиционных культур, той среды, в которой создавались и развивались традиционные психотехники, в некотором смысле даже пошло им на пользу, дало новый толчок их развитию. Многие знания и традиции бывшие раньше запретными, тайными, сейчас попали, что называется, в "открытый доступ". Многое из того, что раньше передавалось исключительно от учителя к ученику сейчас опубликовано в трудах этнографов и путешественников. Сейчас любому человеку доступны знания многих культур.

С одной стороны это хорошо: традиционные психотехники живут и развиваются, несмотря на происходящую сейчас в масштабах всей планеты "культурную революцию". С другой такая общедоступность знаний в купе с внешней простотой традиционных психотехник и пренебрежительным к ним отношением со стороны официальной науки и практической психологии, приводит к тому что в их освоение толпой хлынули люди полуграмотные и безответственные, порой просто сумасшедшие. Сейчас развелись целые толпы "потомственных ясновидящих", "колдунов в 666-м поколении" и прочей шушеры. Не имея даже начального медицинского и психологического образования эти люди пытаются работать с очень тонкими механизмами человеческого сознания и подсознания. Часто они отличаются очень низким культурным уровнем и не имеют даже приблизительного представления о тех культурных моделях, в которых должны работать традиционные психотехники.

Всё вышеперечисленное может принести огромный вред, как пациентам таких "целителей", так и самой идее применения традиционных психотехник. Что же делать?

Очевидно, что бороться против традиционных психотехник бессмысленно. Они пережили и инквизицию, и эпоху диалектического материализма, переживут и любые другие гонения. Любые попытки их запрещать и преследовать тех, кто их практикует приведут только к тому, что техники эти опять уйдут в подполье и будут отданы на откуп разного рода маргиналам.

На мой взгляд продуктивным буде прямо противоположный путь: с одной стороны можно обучить практикующих психологов-консультанов и психотерапевтов этим техникам, с другой – дать практикующим целителям психологические знания и навыки. Это позволит сделать применение традиционных психотехник безопасным и избежать их дискредитации. Это позволит также заняться их научным изучением и развитием.

С этой целью в рамках Высшей Школы социально-управленческого консалтинга создаётся Факультет Натуральной Психологии, который я имею честь представлять. В рамках факультета предполагается проводить подготовку психологов-консультантов, ориентированных на применение в практической работе именно традиционных психотехник, а также организовать научную работу по изучению и освоению этих техник, изучению механизмов их действия и введения всего этого богатого наследия в повседневную практику психологического консультирования.

автор: Лопухов Константин Константинович
комментариев: 0 | просмотров: 200 | 08/07/2009
Читайте также:
Организованное собрание слов, что это?
Словарь - это организованное собрание слов, определенным образом, и об ...
Киевский интеллектуальный клуб «Индиго»
Основной вид деятельности членов клуба «Индиго» – интеллектуальные игр ...
Фотоника - поворотный столик, светоделитель, диодный лазер
Такая наука как фотоника, дала нам множество новых изобретений и устро ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)


Ссылки на статью «Традиционные психотехники в рамках современного психологического консультирования»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/traditsionnye-psihotehniki-v-ramkah-sovremennogo-psihologicheskogo-konsultirovaniya/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/traditsionnye-psihotehniki-v-ramkah-sovremennogo-psihologicheskogo-konsultirovaniya/">Традиционные психотехники в рамках современного психологического консультирования</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/traditsionnye-psihotehniki-v-ramkah-sovremennogo-psihologicheskogo-konsultirovaniya/]Традиционные психотехники в рамках современного психологического консультирования[/url]


Інтернет реклама УБМ
Наши партнеры
Покер онлайн
Биржи
etxt.ru
 

 

Інтернет реклама УБМ


Інтернет реклама УБМ