СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Толстовский дом (1910-1912) архитектора Ф.И. Лидваля как историко-культурный организм

комментариев: 0 / добавить комментарий

М.Н. Колотило

Толстовский дом  (1910 – 1912) архитектора Ф.И. Лидваля как  историко-культурный  организм

К 100-летию дома

Доходный дом графа М.П.Толстого – крупнейшее и самое выдающееся сооружение гениального мастера северного модерна архитектора Фёдора Лидваля.

Толстовский дом – один из символов эпохи модерна в Санкт-Петербурге. Его очарование и романтизм всегда притягивали людей творческих и неординарных. В разное время его жители – это писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, поэт Евгений Рейн и  художник Михаил Шемякин, маэстро Марис Янсонс и  певец Эдуард Хиль, балерина Ирина Колпакова и руководитель Михайловского театра Владимир Кехман, экономист Михаил Маневич и художественная гимнастка Татьяна Сац…

В этом доме снимали эпизоды многих фильмов: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (где дворы Толстовского дома изображали улицы Лондона), «Зимняя вишня», «Вам и не снилось», «Рождённая революцией», «Бандитский Петербург»…

Во дворах Толстовского дома в разное время можно было видеть идущих в гости к    друзьям или просто гуляющих Анну Ахматову, Иосифа Бродского, Дмитрия Бобышева, Сергея Довлатова, Александра Розенбаума, Валерия Гергиева, Аркадия Райкина, Алису Фрейндлих, Георгия Товстоногова, Ирину Мазуркевич, Олега Басилашвили, Сергея Мегицко, Михаила Боярского, Ларису Луппиан…

В Толстовском доме, имеющем богатейшую историю, -  самые престижные квартиры в Санкт-Петербурге. Как говорят англичане: «Недвижимость только тогда может стать элитной и дорогой, когда она имеет историю». Можно добавить, что гораздо лучше, если это сакральная история. Как заметил ещё Оскар Уайлд – дома с привидениями стоят  намного дороже.

-*-

Культурологические воззрения Н.П.Анциферова позволяют рассматривать город как цельный историко-культурный организм, выделяя «анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма». Санкт-Петербургский жилой комплекс Толстовский дом имеет множество признаков некоего самостоятельного организма, и в этом смысле представляет из себя «город в городе», то есть опираясь на теорию Н.П.Анциферова можно выделить его «анатомию», «физиологию» и «психологию (душу)», рассматривая генезис Толстовского дома как рождение историко-культурного организма. Эволюция этого историко-культурного организма может  рассматриваться в рамках таких научных направлений как историческая культурология, разрабатываемого С.Н.Иконниковой, и теория интеграции культурологии и регионалистики, разрабатываемого Л.М.Мосоловой.

Жилой комплекс Толстовский дом  как любой эволюционирующий организм является  открытой динамической системой и находится  в сложном взаимодействии с другими урбанистическими системами, входя на правах компонента в их иерархию. Толстовский дом занимает вполне определённый иерархический уровень в ряду пространственных и временных  систем. У Толстовского дома существуют как вышестоящие в пространственной иерархии структуры: квартал, микрорайон, район, город, область и т.д., так и нижестоящие в пространственной иерархии структуры: двор (или корпус) жилого комплекса, подъезд (парадная), этаж, квартира… Следует заметить, что определённой заслугой Ф.И.Лидваля является  перевод многоквартирного «доходного» дома на более высокий иерархический уровень и  создание ранее неизвестного типа жилья – жилого комплекса. Биологи сказали бы, что он создал более высокий таксономический уровень жилья. Следует отметить, что объективно существующая иерархия урбанистических структур требует и соответствующей иерархии структур управления и обслуживания, что в настоящее время соблюдается далеко не всегда. Подстройка внутригородских  структур управления и обслуживания к реалиям иерархии  урбанистических структур идёт, как правило, «методом тыка», без учёта какого либо научного анализа. Например, созданному в 2008 году ТСЖ  «Толстовский дом» городские власти передали коммуникации, прилегающие территории и строения без учёта их единой «анатомии» и «физиологии».

Кроме пространственной иерархии,  Толстовский дом  уже сто лет существует и во временной иерархии, состоящей из более-менее чётко выделенных периодов: долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных, годовых, сезонных и т.п.

Таким образом, как мы видим, Толстовский дом представляет из себя некий организм, «город в городе», и может рассматриваться как урбанистическая структура , открытая саморазвивающаяся система.  С другой стороны, Толстовский дом представляет собой некую утилитарную вещь (правда  вещь очень больших размеров), имеющую историко-культурную, художественную и сакральную ценность, то есть может рассматриваться с точки зрения концепции С.Т.Махлиной о вещи как феномене культуры. В любом случае, Толстовский дом и как историко-культурный объект, и как феномен культуры имеет огромное (в том числе и сакральное) значение, требует сохранения, консервации и реставрации. Дальнейшие перспективы использования Толстовского дома как историко-культурного объекта определяются исходя не столько из его утилитарного назначения (как просто жилого комплекса), а скорее  с точки зрения концепции «центров общества», созданной Ш.Айзенштадтом. Согласно этой концепции  Толстовский дом  является не только и не столько феноменом пространственной или временной локализации, а в значительной мере «феноменом мира ценностей и верований.

Наверное, немаловажную роль в начальном периоде жизни дома играл тот факт, что дом официальный расположен был на Троицкой улице. Наверное,  всеми уважаемый музыкант и педагог Антон Григорьевич  Рубинштейн,  живший на Троицкой улице, отнюдь не обрадовался бы узнав, как современные экскурсоводы рассказывают, что он жил на улице Рубинштейна. ( Впрочем, совсем не лучше: в городе Пушкине учился Пушкин или в городе Ломоносове неоднократно  бывал Ломоносов). Топонимика – это элемент сакральной географии и истории культуры. Она не должна быть служанкой политической коньюнктуры. Представляется целесообразным возвращение исторического названия Троицкой улицы. Тогда будут соответствовать  действитепьности фразы: А.Г.Рубинштейн жил на Троицкой, М.П.Толстой купил участок на Троицкой и по его заказу Ф.И.Лидваль построил жилой комплекс на Троицкой. При этом из обихода жителей исчезнут фразы, более уместные на концертах юмористов: въехал на Рубинштейна; встал на Рубинштейна; прорвало канализацию на Рубинштейна или дом в конце Рубинштейна.

Рядом с Толстовским домом жили многие выдающиеся люди ХХ века. В доме № 50 по Фонтанке жили  художник и писатель Евгений Чарушин, и  легендарный  дирижёр Карл Элиасберг. В школе на Фонтанке (дом № 62) учился Аркадий Райкин. В доме-коммуне на углу улицы Рубинштейна и Графского переулка жила поэтесса Ольга Берггольц. В доме № 23 на улице Рубинштейна жил писатель Сергей Довлатов, а в доме № 11 и сейчас живёт всеми любимая актриса Алиса Фрейндлих...

Определённую сакральную ауру Толстовского дома создают и культовые сооружения   буквально «хороводом» стоящие на некотором расстоянии от Толстовского дома. Вместе с разрушенными и перестроенными в советское время церквями их несколько десятков.

На улица, площадях и в скверах недалеко от Толстовского дома множество памятников: Ф.Достоевскому, А.Мицкевичу, Джамбулу, А.Пушкину, М.Ломоносову, А.Грибоедову, Екатерине II, И.Тургеневу, Р.Амундсену, Петру I…

Рядом с Толстовским домом – дворцы, памятники, особняки: императорский Аничков дворец (архитекторы Михаил Земцов и Иван Старов), Императорский Кабинет (архитектор Джакомо Кваренги), дом Императорского Кабинета (архитектор Луиджи Руска), дворец Белосельских-Белозерских (архитектор Андрей Штакеншнейдер), дом графини Карловой (архитектор Вильгельм Лангваген), дом купца Елисеева (архитектор Гавриил Барановский), площадь Ломоносова, обрамлённая постройками великого Карла Росси, чудесный мост Ломоносова и прекрасный Аничков мост с конными монументами барона Петра Клодта фон Юргенсбурга…

Многие артисты и режиссёры спешили в свои театры через дворы Толстовского дома, ведь он буквально окружен театрами:  рядом находятся БДТ им. Г.Товстоногова,  Академический им. А.Пушкина,  Малый драматический (Театр Европы),  Театр им. Ленсовета  на Владимирском,  Детский музыкальный театр «Зазеркалье»,  Академия русского балета им. А.Вагановой,  театральные и художественные студии Дворца творчества юных, концертный зал дворца Белосельских-Белозерских, концертный зал «Дом Кочневой», а чуть поодаль Театр комедии им. Н.Акимова, Театр марионеток им. Е.Деммени, Большой и Малый залы Филармонии, Михайловский театр, Театр юного зрителя им.А.Брянцева, Театр музыкальной комедии, Драматический театр им. В.Комиссаржевской, театр «Маска», театр «Приют комедианта» …

В Толстовском доме жили многие выдающиеся люди (См. статью "Знаменитые жители Толстовского дома").

Литература.

1. Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода.- Л.: Изд. «Сеятель», 1925.- 148 с.

2. Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века./ Авторы-составители Исаченко В.Г., Кириков Б.М., Фёдоров С.Г., Гинзбург А.М. – Л., 1982.

3. Исаченко В.Г., Оль Г.А. Фёдор Лидваль.- Л.: Лениздат, 1987.- 97 с.

4Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома.- Изд.3-е.- СПб.: Издательский дом «Коло», 2008.- 576 с.

5. Колотило М.Н. Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы/ Курсовая работа за 2-й курс/ Научный руководитель А.Л.Пунин. Факультет теории и истории искусств  Санкт-Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.- СПб, 1997-1998 учебный год.- 45 с., илл. (рукопись).

6. Кудашев Б.М. Вдоль реки Фонтанной: Восемь маршрутов по набережным Фонтанки. Путеводитель.- СПб.: Северо-Западный научный методический центр, 1997. С. 123-124.

7. Лидваль Ингрид. Русская семейная хроника / Публикация М.Г.Талалая, послесловие Б.М.Кирикова //  Невский архив: Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб.: «Феникс», 1993. С.65-87.

8. Лисовский В.Г. Мастер петербургского модерна: страницы творческой биографии Ф.И.Лидваля.// Строительство и архитектура Ленинграда. 1980, № 1.

9. [Оль А.А.]  Ф.И.Лидваль.- СПб, Изд. «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг»,1914.

10. Весь Санкт-Петербург, 1913. Справочник.

11. Весь Санкт-Петербург, 1914. Справочник.

12. Весь Петроград, 1917. Справочник.

автор: Колотило Марина Николаевна
комментариев: 0 | просмотров: 2216 | 22/09/2009
Читайте также:
Искусство Древнего Египта
Тяжело представить историю зодчества без пирамиды, обелиска, колоннады ...
История Кани
Кани - это одно из лакских селений Кулинского района. Высота над уровн ...
История Сумского Кадетского корпуса
Сейчас в стенах Сумского кадетского корпуса находится лицей с усиленно ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)
Код подтверждения*:


Ссылки на статью «Толстовский дом (1910-1912) архитектора Ф.И. Лидваля как историко-культурный организм»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-1910-1912-arhitektora-fi-lidvalya-kak-istoriko-kulturnyi-organizm/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-1910-1912-arhitektora-fi-lidvalya-kak-istoriko-kulturnyi-organizm/">Толстовский дом (1910-1912) архитектора Ф.И. Лидваля как историко-культурный организм</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-1910-1912-arhitektora-fi-lidvalya-kak-istoriko-kulturnyi-organizm/]Толстовский дом (1910-1912) архитектора Ф.И. Лидваля как историко-культурный организм[/url]


Украинская Баннерная Сеть
Наши партнеры


Покер онлайн



Биржи




etxt.ru
 

 
 

Украинская Баннерная Сеть