СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Терракота - обожжённая земля

комментариев: 0 / добавить комментарий

В искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание.

Георг Гегель

Пару лет назад мне посчастливилось не только держать в руках, но и прочитать от начала и до конца автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая». В самом начале своего повествования великая балерина пишет о том, как решив написать о книгу о своей жизни, столкнулась с одной проблемой – некому доверить это дело. А те к кому она обращалась были или некомпетентны в круге вопросов освещаемой темы или же просто ей не по душе было то, что выходило из под их бойкого пера. Выручила Галина Вишневская, написавшая о себе книгу «Галина»: «Сама писала. И ты пиши сама. Только сама. Я тоже начинала с поисков помощников, но проку в них не было. Одна путаница. Сама пиши!.. Садись и пиши. Начинай. Не откладывай»… Вот так и я. Тем более что толком ни обо мне, ни о моих произведениях так никто и не написал. Поэтому всё приходится делать самому. А ведь многие из журналистов закончили хвалёные национальные университеты. За кусок сала, наверное, не иначе… Но, к делу.

А начну я, пожалуй, вот с чего…

23 ноября 2006 года в помещении “Золотого зала” Украинского Фонда Культуры состоялось открытие выставки скульптора Игоря Войценко “Отражение”. Экспозиция выставки продлилась до 29 ноября 2006 года….

Что у меня осталось после этой выставки? Прекрасные воспоминания о людях, неравнодушных к прекрасному, их тёплые слова благодарности и их бесценные записи в книге отзывов… И пусть меня упрекнут в банальности, но именно эти слова и отзывы действительно оказались для меня самой высокой наградой.

А ведь на выставке были представлены всего десять произведений. Всего!!! Много это или мало для выставки? Думаю, в зависимости от того что и сколько в них вложено. Достойного, к сожалению, во все времена было немного и всегда будет нехватать. Взять хотя бы тот факт, что на выставке демонстрировались такие работы как “Колиивщина” и “Батурин”. Уже эти две работы заставляют посетителя выставки задуматься о многом, что наиболее важно в изобразительном искусстве - заставить задуматься… Скажу сразу - непросто поднимать такие темы в искусстве, особенно когда это касается трагических страниц истории Украины, ибо только ленивый не бросает в неё ком грязи и даже в ней рождённый. Да, произведений было немного, но какие темы были подняты! Темы, имеющие отношение не только к народам Украины, но и к народам любой страны, ибо у всех народов одни и те же устремления - свобода и независимость! Безусловно, кто-то обязательно скажет, что “ещё один суётся не в своё дело”. Да дел у художника, как и любого другого человека всегда достаточно. Но я вкладываю в понятие Художник нечто большее, чем просто ремесло.

Вот что по этому поводу говорил выдающийся живописец Иван Николаевич Крамской: «Быть может, я ошибаюсь, но мне кажется справедливым, чтобы художник был одним из наиболее образованных развитых людей своего времени; он обязан не только знать, на какой точке стоит теперь развитие, но и иметь мнение по всем вопросам, волнующим лучших представителей общества, мнения, идущие дальше и глубже тех, что господствуют в данный момент, да вдобавок иметь определённые симпатии к разным категориям жизненных явлений»…

В эту мысль Крамской вложил главное определение, что делает мастера в искусстве настоящим Художником - активная гражданская позиция. Но даже при самом верхе этой активности не каждому художнику удаётся вывести в Свет свои произведения без людей особого склада. В искусстве их можно было бы назвать подвижниками, но имена их упоминаются очень редко. Правда, в последние годы эта несправедливость уже нарушена. Не буду, в этом плане, исключением и я, ибо ни одна выставка без этого человека не смогла бы состояться в полной мере. Вадим Утешев - менеджер нашего проекта “Терракота”. Это человек редкого благородства и колоссального упорства, ибо при своих не очень больших возможностях он способен прыгать выше своего роста. По масштабности личности его можно спокойно поставить рядом с Мартином Иденом Джека Лондона. Случается так, что он спит всего два-три часа в сутки. По этому поводу я как-то вспомнил одно из высказываний Наполеона Бонапарта, когда его спросили, где на свою деятельность он берёт время, на что он ответил: “Нормальные люди спят шесть часов, дураки - восемь, я сплю три часа”. У Вадима много интересных и достойных качеств, но есть одно очень важное, которое перевесит дюжину других - это тонкое ощущение искусства, поэтики и философии его внутренней сути. Он сам многогранно одарён, образован и с ним меня связывает многолетняя дружба и верность делу, которому мы себя посвятили. И этой дружбой я очень дорожу и горжусь. Бывает, мы спорим и не без эмоциональности, но результат этих споров всегда плодотворен. Должен сказать, что уже сейчас Вадим мог бы написать книгу о своей подлинно титанической деятельности. Но это, как говорят, была бы уже совсем другая история… Я не привожу здесь вступительное слово Вадима Утешева к нашему проекту на сайте. Думаю, Вас не затруднит просто нажать адресную ссылку и познакомиться с нашим проектом лично. Наш сайт немногословен, но зато по-спартански лаконичен и выразителен, как жест Майи Плисецкой.

Духовное наследие. Что вкладывают в это понятие? Любой математически точный ответ на этот, казалось бы, простой вопрос, будет ограничен и всегда неполон. Но я каждый раз приближаюсь к ответу, когда в моих руках рождается очередная работа.

Настоящий художник – это всегда Явление. А само Творчество – процесс уникальный, тонкий, подчас неустойчивый, на грани балансировки на проволоке, совершенно не поддающийся анализу. Донести через материал то, что чувствуешь может помочь только трепетное отношение к волнуемой теме и Любовь… Любовь – первейший талант: с неё всё начинается… На ней и Земля держится. Необходимо сопереживать своим героям, радоваться и страдать вместе с ними. Последнее качество наиболее важно. Другого пути в искусстве нет. Сопереживание до сострадания – это единственная дорога произведений художника к душам людей. И если этого нет, то никакая академическая школа и виртуозная техника не помогут вырваться за рамки простого ремесленничества, пусть даже и ювелирного. Искусство – это тайна, которая открывается не каждому… Только полная отдача всего себя. Полная… До самосожжения! Только тогда произведения искусства должны брать за живое, заставлять радоваться и страдать, подвигать на открытие новых неизвестных граней бытия, помогать познавать собственный внутренний мир и звать к мечте, как алые паруса Александра Грина, а не быть просто «профессиональными работами»… Как - будто бы просто… Как-будто…

Когда я смотрю на работы, созданные мной уже много лет назад, то невольно ловлю себя на той мысли, что смотрю на них уже глазами зрителя. Говорят, что в таких случаях произведения уже начали жить собственной жизнью…

Сколько же чувства, размышлений, неимоверного труда и терпения вложено в эти небольшие произведения. Я восхищён – здесь всё открытие! В каждой скульптуре все изобразительные средства максимально работают на всю глубину раскрытия образа. В портретах отображены самые тонкие нюансы человеческих настроений, переданных почти акварельно. Здесь и служители искусства, и герои греческой мифологии, и тематика острой социальной направленности. Произведения одухотворены, наполнены внутренним светом и отличаются завершённостью форм. Им присущи развитая упругая динамика, богатство эмоций и накал страстей, доведённых до высочайшей степени трагического звучания. Эти произведения глубинно созвучны сокровеннейшим струнам народной души, складывавшимися веками представлениям людей о природе, смысле жизни, человеческих взаимоотношениях и, конечно, о счастье. Они несут острое чувство прикосновения ко времени… Как неизмеримо далеко всё это от нашей суеты, духовной неразберихи, отсутствия Поступков. Что мы оставим после себя? А если и оставим, то будет ли это также долговечно как дела и мысли древних? Вот она – философия, воплощённая в пластике!

Вслушиваюсь в красноречивое молчание терракоты… Оно наполнено шелестом зелёных дубрав и горячим дыханием знойных степей Украины, плеском Днепровской волны и могучими ударами Черноморского прибоя. Я начинаю слышать упругое эхо далёкой, уже недосягаемой Эллады и звонкий голос родного Триполья. Смотрю, впитываю, наблюдаю и, вдруг, ловлю себя на том, что глаза этих скульптур внимательно следят за мной… Кто-же кого изучает?…». Значит, работы давно живут своей собственной жизнью. Небольшое отступление о самом материале. В переводе с итальянского «terracotta», как Вы уже знаете, означает «обожжённая земля». А разве земля Украины не обожжена в ходе всей своей истории? И я думаю, что в этом символическом совпадении нет никакой случайности. Терракота… С ней творили наши далёкие предки… Люди Востока, в частоности, японцы, до небес превозносят свои миниатюрные произведения нэцкэ вырезанные из кости, дикой груши, вишни. Превозносят - и не без оснований. Есть в них и филигранное ювелирное мастерство и высокая философия – есть чем восхититься. И всё же… И всё же это культура менталитета совершенно отличного от нас во всех отношениях. И сколько бы мы ни старались, мы можем её только знать, ориентироваться, но так никогда и не поймём её до конца… Да и стоит ли… Разве нам нечем гордиться??? В нашей культуре есть такие глубинные пласты, которые до сих пор ещё не подняты нами… Почему?… Ответ вы найдёте в терракоте – Украина всегда была обожжена и до сих пор ещё в огне! В огне разрушения и созидания одновременно - наверное это и есть жизнь в её постоянном обновлении. Но нет в ней ещё этапа равновесия, дающего ту платформу стабильности, с которой идёт подъём на новую ступень развития. Очевидно, по этой причине, Украине приходится пока прятать свои богатства… И, если философия Китая, Японии и Индии высока, то и наша, находясь на определённой высоте ещё и глубока по содержанию и всеобъемлюща по мироощущению. И потому я пришёл к выводу, что такой широчайший по чувственности философский диапазон может охватить и проявить только такая гибкая во всех смыслах сущность, как терракота, обладающая редкими специфическими и эстетическими качествами, заложенными изначально уже самой природой. Достаточно только лишь пройтись взглядом по шероховатой поверхности терракоты, как начинаешь ощущать её вечное негасимое тепло - тепло самой Земли… Ведь не только произведение должно говорить с человеком, но и та внутренняя сила, которая скрыта в теле самого материала. И всё это есть в терракоте. Во всяком случае, по моим внутренним ощущениям.

Мне не один раз задавали этот вопрос: «Когда и где может состояться очередная выставка Ваших произведений?». И мне непросто ответить на этот вопрос, ибо ответ на него не в двух предложениях, а в бесполезную полемику вступать нет никакого желания. Дело в том, что скульптуру малых форм нельзя выставить просто так, как товар в витрине магазина. Тут нужны и особые стенды и специальное местное освещение. Условия должны быть не просто приемлемы, а максимально комфортны, чтобы работы были представлены достойно, и дошли до людей не потеряв той высоты звучания, на которую я их настраивал. Ведь в каждом произведении всегда остаётся часть не только моей души и моих героев, но и посыл огромной любви и уважения к будущим зрителям, которых я ещё не видел… К сожалению, у устроителей выставок пока нет опыта в организации вернисажей такого уровня и представления подобных работ. Ко всему прочему, отсутствие финансовой поддержки является серьёзным препятствием на пути к зрителю. Те же выставочные условия, которые мне предлагали, нельзя назвать иначе, как хамством. Весьма прискорбно, но ничего не поделаешь, жизнь всегда выше искусства, сближение с людьми умаляет пророка, а быт нивелирует даже гения. «Моя кухарка не знает, что я великий человек», - говорил Вольтер. Предложения же, в этом случае, делаются так, чтобы человек отказался сам, чтобы потом можно было сказать: «Ну, мы же Вам предлагали. Что ж, Вы!». Собственно, культура меценатства у нас отсутствует полностью. Ведь этот процесс предполагает бескорыстное и безвозмездное вложение капитала в поддержку творческого процесса, у нас же меценатство всегда связано с сиюминутным получением прибыли. Хотя, что говорить о меценатах, когда этим вообще должно заниматься государство…

Значимость искусства в жизни общества принижена настолько, что на его произведения уже редко кто обращает внимание. Нет ощущения трепета от прикосновения к великому и сердце не замирает в восхищении от встречи с божественным… Мы даже не заметили, как потеряли пафос жизни, поддерживавший наши самые высокие устремления, а возвышенные и прекрасные мысли стали называть банальностью. Произошло резкое смещение приоритетов жизненных ценностей, первое место среди которых, заняли материальные, а духовные ушли на задний план. Культура отодвигается от нас, она исчезает, как следы на песке… Мы выкапываем где-то черепки, старательно склеиваем их, возвращая им форму той посуды, которая вскармливала наших предков, любуемся ей, и одновременно позволяем гадить в свою колыбель! Вот она любовь к земле на которой мы живём, к воде, которую мы пьём, к воздуху, которым мы дышим. А ведь всё это называется Родиной! Мы беспощадно топчем своё настоящее и очень быстро стали забывать своё прошлое. А без кирпичиков прошлого будущего никогда не построить…

Столкновения между возвышенной поэзией и прозой жизни, хрупкой красотой и жестокой реальностью были во все времена, но в наше время их борьба приняла самый жестокий характер. Отношения между людьми становятся всё более циничными, а проявления ума и чувств поверхностными и примитивными. И эта тенденция развивается. Даже такой бесценный дар, как Любовь, дающийся человеку свыше, брошен на алтарь золотого тельца… Жестокое, непримиримое, коммерческое заслонило от людей самое Сокровенное… Вот к чему привёло бегство пилигримов из храма Искусств, направивших свои бренные стопы в коммерцию от искусства. Они забыли, что Искусству служат, а не прислуживают, изредка забегая к нему на огонёк! И какая удача, что Искусство – храм, а не корабль!… Но не смотря ни на что, Человеческое всё же существует! И в горниле наших суетных человеческих переживаний зарождаются жемчужины и шедевры, которыми потом восхищается человечество.

Вот тут можно задать самому себе вопрос: «А есть то, что особенно восхищает тебя в Жизни?» Безусловно! Восхищает очень многое, поэтому довольно трудно чему-либо отдать предпочтение. Например, древние греки. Они, как никто, заставляют оглянуться и задуматься о пути, пройденном человечеством… И приходишь к неутешительному выводу: до нас дошло не всё и далеко не самое лучшее - это всего лишь осколки былых цивилизаций, а самое бесценное разрушено и сметено не временем, как принято думать, а людьми… Кстати, но не между прочим – я имел случай убедиться в этом на собственном опыте.

И всё же, если предположить, что до нас дошли не самые выдающиеся произведения эллинов, то самые великие их деяния всегда с нами. Меня всегда будет волновать гордая надпись на памятнике, поставленном вблизи небольшого греческого города Фермопилы на месте битвы трёхсот спартанцев царя Леонида с войском персидского царя Ксеркса.

Путник, поведай спартанцам о нашей кончине:

Верны законам своим, здесь мы костьми полегли.

Далеко заглянул?… Нет. Ведь всё это было совсем недавно – на заре юности человеческого общества. И с тех пор мы не намного подросли, зато многое успели натворить и далеко не самое хорошее… Слишком высокий слог? Слишком глобально?…Неужели мы достойны только меньшего?… В мире всё взаимосвязано очень гармонично и если эта Гармония нарушается, то тогда и происходят катастрофы, которые потрясают весь мир. Но нет более страшной катастрофы, чем дисгармония души каждого из нас, ведущая к дисгармонии всего мира….

Ассоциативно отталкиваясь от мифологических сюжетов и исторических событий, появилась на свет работа «Защитники»: как в бесконечной жизненной круговерти схлестнулись в рукопашном поединке обнажённые по пояс два запорожца… В них чувствуется природная неизбывная сила, крестьянская жилистость, молодецкая удаль и полное единение с родной землёй. В этой работе я пытался обратиться к истокам нашего патриотизма, чувства, которое мы начали возрождать… И я всё больше понимаю, насколько сильно и в одном ритме бьётся мой пульс с пульсом современного общества и именно поэтому я так высоко ставлю планку творческих задач.

Произведения художника – это зеркальное отражение его восприятия действительности и сознания, его ассоциативного мышления и моральных устоев: всего того, что ему близко и дорого. Так что же сможет создать художник, не живущий глубоким осознанием великих дел, мыслей прошлых поколений и происходящего на современном этапе? …Не надо далеко заглядывать: молодое поколение – это также произведение тех семей, где оно родилось и воспитывалось. А воспитать Человека – это настоящая художественная работа, величайшее из искусств. Что же мы имеем… Практически полное отсутствие знаний мировой культуры, бездуховность и дикое желание «делать» деньги любой ценой. Заметьте – делать, а не зарабатывать. Взять от жизни всё. Всё, ничего не оставив, кроме уродливых мыслей и сомнительных дел. Искусство уметь жить - вот он плачевный результат насмешки и пренебрежения к тому, что оставили нам лучшие представители человечества. Вот где закладываются корни социальной несправедливости и полного обнищания масс. … И это, к сожалению, реалии сегодняшнего дня! Поэтому, образование души через эстетическое наслаждение от общения людей с произведениями художника было и остаётся главной задачей искусства.

Нельзя провинциально мыслить, согласуясь только местническими, сиюминутными интересами. Иначе, если до нас дошли только осколки культуры древних цивилизаций, то что же оставим мы, если воспитаем в себе способность создавать лишь подобие этих осколков…

Как неспокойно на душе,

Умнее надо быть, умнее.

Добрее надо быть, добрее,

Но мало времени уже.

Многие из творений надолго переживают своих создателей, волнуя не только современников, но продолжая воздействовать и на потомков. Результат этого воздействия накладывает огромную моральную ответственность на творца.

Художник постоянно должен ставить перед собой задачи создания произведений несущих в себе ценности непреходящие, высокодуховные, вечные. Подобное отношение к творчеству заставляет художника работать над собой, самосовершенствоваться, ибо только высокое может создать более высокое!

Искусство должно говорить: «Знайте, что Мир может быть маленьким и грязным, как замусоренная подворотня, а может быть светлым и чистым, каким вы его увидели на рассвете. И каким он будет, зависит от каждого из Вас!». И это не просто красивые слова…

Постоянная, каждодневная работа над собой. Только так и не иначе. Человек ничего не может создать, если внутри него нет никакого содержания. Как сказал Вильям Шекспир устами короля Лира: «Из ничего и выйдет ничего». Только человек, имеющий его способен оказать сопротивление безвкусице, пошлости, цинизму. И только путём зорких наблюдений, глубоких размышлений, он способен в своём творчестве, добиться жизненной правды, без которой немыслимо настоящее искусство…

Да, искусство и система взаимоотношений в нём – это зеркальное отражение процессов, происходящих в обществе. Прекрасному, чистому, светлому всегда и во все времена было тяжело даже временно находиться в атмосфере уродства, а уж пробивать свои ростки, тем более. Хотя с некоторых пор опять же кто-то стал активно распространять мысль, что “талант сам пробьётся и займёт своё место под Солнцем, если это действительно талант”. Вот благодаря таким “мудрецам” и рвётся вверх белена с чертополохом. Разве культуру на полях не защищают люди, пропалывая агрессивный сорняк, который везде приживётся? Ни одному человеку, работающему на земле, и в голову не прийдёт оставить поля на самотёк - культура сама пробьётся, если она действительно культура. На полях идёт постоянная борьба и часто она далеко нелёгкая - иначе бы человечество ожидала, если не голодная смерть, то жизнь впроголодь наверняка! Нежели Искусство надо бросить на самотёк? А ведь мысль далеко не нова – «Талантам надо помогать – бездарности пробьются сами». И то о чём мы с Вами говорим, должно иметь высший приоритет государственного внимания и поддержки! Проводники высокого человеческого духа не должны уходить в небытие, так и не донеся при жизни свой Дар людям и не получив достойной заслуженной отдачи.

Неужели же после всего сказанного надо ещё и ещё доказывать важность Искусства в жизни человеческого общества вообще и украинского в частности? Любой труженик полей знает, чтобы защитить культурный слой почвы от эрозии ветров, нужны новые и новые культурные насаждения. Вот почему во властных административных креслах, особенно имеющих отношение к искусству должны находиться люди образованные, духовные, нравственные, способные отозваться на человеческий голос и занимающих эти места не только ради куска хлеба… Сейчас идёт жестокая борьба за Человека, за возрождение Украины. И не будем произносить громких фраз о её будущем – фундамент его закладывается сейчас. Поэтому, подумаем о настоящем, в котором мы живём…

И пусть отныне пепел Клааса стучит в груди каждого неравнодушного человека.

23 ноября 2006 года в помещении “Золотого зала” Украинского Фонда Культуры состоялось открытие выставки скульптора Игоря Войценко “Отражение”. Экспозиция выставки продлилась до 29 ноября 2006 года….

Это что, конец? Нет, это далеко не конец – это только начало…

Игорь Войценко

автор: Игорь Войценко
комментариев: 0 | просмотров: 69 | 09/09/2009
Читайте также:
Конец тайны Джоконды
Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза", она же "Джоконда", более четыре ...
Театральный Фестиваль "ДАВЫДОВСКИЙ" приглашает принять участие!
Театральный Фестиваль "ДАВЫДОВСКИЙ" приглашает вас принять участие! Жд ...
На страже Толстовского дома (Искусствовед и культуролог Марина Николаевна Колотило)
В статье рассказывается о творчестве Марины Николаевны Колотило (р.196 ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)


Ссылки на статью «Терракота - обожжённая земля»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/terrakota-obozhzhennaya-zemlya/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/terrakota-obozhzhennaya-zemlya/">Терракота - обожжённая земля</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/terrakota-obozhzhennaya-zemlya/]Терракота - обожжённая земля[/url]


Інтернет реклама УБМ
Наши партнеры
Покер онлайн
Биржи
etxt.ru
 

 

Інтернет реклама УБМ


Інтернет реклама УБМ