СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Сотрудничество между Монголией и Россией в области образования и науки

комментариев: 0 / добавить комментарий

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Чулуунхуу Дэлгэржаргал
Томский политехнический университет, г. Томск
deegii_900226@yahoo.coм
Научный руководитель: Гузырь В.В, канд. экон. наук, доцент

 

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Рассмотрены исторические предпосылки российско-монголько сотрудничества в сфере знаний и духовной культуры. Подчеркнута роль сотрудничества между странами в сфере образования для развития модели европейского классического университета и европейского медицинского образования в Монголии. Показаны перспективы взаимодействия в сфере образования, культуры и научно-технического сотрудничества между Российской академией наук и Академией наук Монголии.

Ключевые слова: образование, наука, российско-монгольского сотрудничество, Монголия.

COOPERATION BETWEEN MONGOLIA AND RUSSIA IN THE FIELD OF EDUCATION AND SCIENCE

We consider the historical background of the Russian-Mongolian cooperation in the field of knowledge and spiritual culture. The role of the cooperation between the two countries in the field of education for the development of the European model and European classical university medical education in Mongolia is demonstrated. The prospect of cooperation in the sphere of education, culture and scientific and technical cooperation between the Russian Academy of Sciences and the Academy of Sciences of Mongolia are provided.

Keywords: education, science, Russian-Mongolian cooperation, Mongolia.

Взаимоотношение народов наших стран в сфере знаний и духовной культуры насчитывает многовековую историю. Монголы, создав свою государственность 2000 лет назад, оставили заметный след в мировой цивилизации, что подтверждается письменностью, знаниями и духовным достижениями кочевников того времени. Монголы, начиная с Империи Хунну вступили на путь цивилизации, имели свою письменность, установили свой контроль над Великим шелковым путем, отправляли своих послов в соседние страны и обменивались с ними посланиями [1].

Археологические памятники Хуннуского периода свидетельствуют, что в те времена целенаправленно развивалась деятельность по обучению боевых слонов, и в мирное время проводилась военная подготовка. Хунны владели основами знаний о сущности и первопричинах явлений. Они владели технологией по разведке железной руды, по её выплавке и изготовлению железного оружия. Они пользовались лунным календарем и создавали географические карты. Несомненно, что они накопили достаточные знания и опыт по разумному использованию пастбищ и скотоводству.

Монголы, наследуя и развивая национальную письменность и культуру, дошли до Великого Монгольского государства. Чингисов камень, который хранится в городе Санкт-Петербург, представляет собой памятник культуры монголов XIII в. Чингисхан, будучи разумным человеком, внес большой вклад в развитие письменности и распространение знаний среди монгольского народа. Академик Ч. Далай, на основании сведении Ала ад-дина Ата Малика ибн Мухамедда Джувейни (1226-1283), отмечал, что “Чингисхан издал указ об обучении монгольских детей грамоте” [2с 246]. В период Великого Монгольского государства были созданы школы и во времена Угедей хаана особое внимание отводилось обучению и подготовке ученых.

В Монгольской империи, особенно в Юаньской империи Хубилай хаан для подготовки государственных чиновников, призванных служить в аппарате управления страной с мультикультурной цивилизацией создал в 1271 г. в Пекине Гимназию государственных юношей и Ведомство по просвещению монгольских государственных юношей.

В Каракотуме и в других столичных городах империи развивались оружейное производство, искусство, архитектура, народная медицина, правоведение, география и астрономия. Были созданы Совет мудрецов, Институт истории, Институт мудрецов, апеллирующие на знания и мудрость. Система обучения столярному ремеслу на основе домашнего и монастырского обучения сохранились практически вплоть до XX в.

Правительство Богдо-хана в 1911 г. учредило Комитет изучения Монголии, а народное правительство Монголии в 1921 г. Учредило Книжную плату. Хотя при вторичном возрождении монголов после приобретения независимости, большое влияние оказали такие факторы, как экспорт революции, изменения в региональной и международной расстановке сил, но, самое главное, это было результатом борьбы патриотически настроенной и образованной прослойки людей, имеющих свою происхождение от разумных кочевников, на взгляды которых непосредственное влияния оказал традиционный кочевой образ жизни со своим национальным менталитетом. Коренные знания и менталитет монголов и ценности кочевой цивилизации до сих пор продолжают давать свои плоды.

Если рассматривать взаимоотношение экспериментальной науки и религиозных воззрений Запада и Востока и особенности оседлых и кочевых обществ, то предпочтение интеллектуальной и духовной системы оседлой западной цивилизации и стремление монголов развиваться, ориентируясь на Запад, иногда ведет к прямо противоположному контексту, что мол “кочевники дикие, темные и не имели свой письменности”.

Исторически монголы стремились мирно сосуществовать со своими соседями. Если со своим южным соседом они устанавливали равноправные договоры и защищали территориальную целостность свой страны, то совместно со своим северным соседом монголы способствовали созданию централизованного государства и обеспечивали обмен знаниями и технологиями между Западном и Востоком.

В рабочем плане Монгольской комиссии АН СССР на 1935 г. особо отмечено “Монгольские археологические материалы имеют большое значение в выявлении неисследованных сторон производственной деятельности, быта и общественных отношений прошлого. Это подтверждается раскопками на Ноин-Ула (1924-1926). Материалы раскопок предоставляют уникальную возможность обществоведам для раскрытия особо интересных вопросов формирования специфической формы феодализма, основанной на кочевом скотоводстве. Для исследователей культуры открыты новые сведения и возможности для изучения животного стиля, столь широко распространенного на севере Евроазийского континента, и для изучения культуры древнего Китая и Ирана. А также для технологов все отчетливее становятся способы шелкопрядства, которые до настоящего времени оставались неизвестными.

Вышеперечисленные результаты также относятся и к истории народов СССР. Дело в том, что архелогические памятники Южной Сибири, Средней Азии и Поволжья нельзя рассматривать в отдельности от архелогических памятников Монголии. Особенно это касается Забайкалья, которое не только вплоть до начала XIII в. было неразрывно связано единой историей с Монголией, но где, по настоящее время, сохраняются памятники Монгольской империи. Нельзя забывать значение монгольской археологии и для истории Древней Руси и Московского княжества. Проведение раскопок на руинах столицы Монгольской империи XIII в. Каракорума имеет немалое значение в уточнении взаимоотношений, когда Александр Невский, Ярослав Суздальский и другие русские князья приезжали в Каракорум, чтобы оказывать свое почтение, когда тысячи русских воинов в составе монгольских войск отправлялись на службу в Китай” [3с.184].

В начале XX в. монголы выбрали новый путь развития и установили тесное сотрудничество с северным соседом – советской Россией в сфере образования и науки, в результате которого возникла новая прослойка национальной интеллигенции и было положено начало развития различных отраслей образования и науки.

Благодаря монголо-российскому сотрудничеству в сфере образования модель начального гражданского образования, разработанная национальной интеллигенцией в начале прошлого века, была улучшена и переведена в новую систему образования, в результате чего в Монголии была создана возможность развивать модель европейского классического университета и европейское медицинское образование развитых европейских стран, таких как Франция, Германия и т.д. через советскую Россию.

С 1922 г. начали обучать монгольских граждан в высших учебных заведениях советской России и до настоящего времени было подготовлено около 60 тыс. специалистов из Монголии.

В тесном сотрудничестве наших ученых с ведущими специалистами монгольского отдела Российской академии наук в стране были развиты многие научные направления и в 1961 г. была создана Академия наук Монголии (АНМ).

Академия наук советской России в 1923-1929 гг. организовали 34 экспедиции по изучению Монголии и с 1930 г. начал работать геологический отряд, с 1931 г. – экономический отряд и т.д. и в 1940 г. насчитывалось уже 48 экспедиций. В 1947-1952 гг. начала работу экспедиция по изучению сельскохозяйственной отрасли, а с 1995 г. – по землеустройству.

Народный комиссариат образования СССР в начале 1930-х гг. для подготовки учителей средних школ отправил учиться 21 монгола в г. Троицк в педагогическое училище и для учебы на рабфаке в Верхне-Удинске построили общежитие на 300 мест. В 1941 г. перевели монгольских учащихся из Улан-Удэ в г. Улаанбаатар и подарили учебный кабинет, лабораторию и библиотеку и в 1944 г. в советские вузы поступил 31 студент из Монголии.

Для дальнейшей работы в научных учреждениях в 1946-1947 гг. были выбраны 11 студентов, среди которых были будущие академики Ц. Пунцагноров, Ш. Цэгмид, Ц. Дамдинсурэн, Н. Ишжамц, и 12 учащихся для учебы в СССР, среди которых были будущие академики Ш. Лувсанвандан, Б. Лувсанданзан, Ш. Нацагдорж, Д. Аюурзана и Н. Жагварал. Именно эти студенты и учащиеся, будущие известные ученые, заложили основу и создали костяк науки Монголии.

Сотрудничества двух стран в области науки было двусторонним. Например, из Ботанического научно-исследовательского института и Иркутского государственного университета поступили предложения по изучению народной традиционной медицины и лечебных трав и растений.

Был заключен договор между СССР, КНР и МНР об передаче Книжной палате Монголии половины всех находок при раскопках горы Нойон на территории нашей страны и о совместном создании 3-томника по истории Монголии, но сначала отказалась китайская сторона, а потом и советская сторона. Из записей встреч тогдашних советника Посольства МНР в СССР со советской стороной и Председателя Гомкомвуза МНР Д. Цэвэгмида со советником Посольства СССР в МНР возникает впечатление о том, что монгольские ученые историки были более заинтересованы в том, чтобы самим написать этот 3-томник по истории.

Любопытно отметить, что со стороны АН Советской России критически отнеслись к тому, что начиная с 1922 г. американские геологи проводили геологические исследования на востоке и юге-востоке Монголии и потом начали передвигаться на запад и поэтому в 1925 г. был объявлен протест в связи с тем, что такая передача организационного руководства геологических экспедиций не отвечает интересам новой Монгольской Народной Республики и Советской России.

На наш взгляд, наряду с очевидным прогрессом и творческим развитием научного сотрудничества обеих стран и были отдельные перегибы, упущения и недостатки.

Прежде всего насильно проводили догматическую политику по искоренению религии, что привело к отрицанию научных основ и коренных знаний буддизма вместе с его идеологией. В учебниках средних школ и вузов не находили отражение такие глобальные проблемы, как роль монгольского народа в истории мировой цивилизации, становление Великого Чингисхаана, Великого Монгольского государства не смогли защитить монгольскую письменность, монгольскую культуру и монгольские традиции от иноземного влияния, а также руководитель партии и соседнего государства И.В. Сталин подписал решение об отмене монгольской письменности [3 с.7-8].

Необходимо отметить, что сотрудничество в области культуры оказывало определенное влияние и на сотрудничество в области науки и образования. Например, в силу слепого подражания и боготворения советской культуры отозвали студентов, обучающихся в западных странах. И потом они даже подверглись различным гонениям. Отказались от якобы отсталого домашнего и дацанного обучения, основанного на многовековой кочевой цивилизации и основах буддизма.

Научное сотрудничество на современном этапе. Научное и образовательное сотрудничество России и Монголии имеет давние традиции и свою историю. На его содержании отразились все сложности, плюсы и минусы разных исторических этапов, в том числе периода монголо-советского сотрудничества и последовавших за ним лет строительства нового демократического общества.

В конце 1980-х в начале 1990-х гг. прошлого века в России и Монголии произошли радикальные социально-политические и экономические изменения, в результате которых изменились внешнеполитические курсы двух государств и наметились изменения в их политике по отношению друг к другу.

Переход на расчеты в валюте, необходимость выплаты крупной задолженности Монголии перед Российской Федерацией, как правопреемницей Советского Союза, прекращение субсидирования экономики и социальной сферы – все это отразилось на всех направлениях монголо-российского сотрудничества, в том числе привело к свертыванию почти всех совместных научных экспедиций, занимавших большое место в отношениях двух стран.

В начале 90-х гг. прошлого века, преодолевая огромные трудности, во многом связанные с прежней, исключительного односторонней и сильной зависимостью от торгово-экономических и иных связей с Советским Союзом, опираясь на помощь со стороны ряда развитых стран Востока и Запада, Монголии удалось относительно быстро и мирным путем осуществить радикальную политическую реформу, устоять перед лицом реальной угрозы экономического краха и значительно продвинуться по пути формирования рыночной экономики.

Историки отмечают, что российско-монгольские отношения в начале 1990-х гг. прошлого века “переживали беспрецедентный застой, а русофобские настроения в стране достигли апогея”. На фоне ослабления внимания новой России, Монголия, решившая покончить с положением бывшего советского сателлита, стала развивать свои международные контакты и пытаться завоевать более заметное место в мировом сообществе.

Сегодня Монголия имеет тесные экономические и культурные, в том числе научные, связи, прежде всего, со своим ближайшими соседями: Китаем, Японией и Южной Кореей. В структуре монгольского культурного и научного международного сотрудничества большое место занимает безвозмездная помощь японского и корейского правительства и неправительственные обмены, осуществляемые научными и образовательными и общественными организациями этих стран.

Наметилась тенденция к расширению многопланового сотрудничества с европейскими странами: Германией, Францией, Великобританией, Финляндией и др., а также с США. Произошедшие изменения в политическом устройстве России и Монголии в начале 1990-х гг. прошлого века, негативно сказались на двухсторонних научных контактах, которые практически прекратились. К счастью, этот период продолжался недолго, и несмотря на то, что российское направление сегодня не является единственным для Монголии, монголо-российское научное сотрудничество по-прежнему активно развивается.

Западные аналитики отмечают, что несмотря на расширение международного сотрудничества Монголии, исторически, политически, и на уровне общественного сознания Россия ближе, чем другие государства, поскольку “нет в мире народа, кроме русского, с которым бы монголы были так тесно связаны в ХХ веке”.

Основанием для улучшения внешнеполитических и экономических связей Монголии и России стал Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между РФ и Монголией, подписанный в январе 1993 г., который заложил фундамент новых взаимоотношений между двумя странами-соседями.

Кроме основополагающих вопросов сотрудничества в договоре нашли отражения общие задачи по реализации совместных проектов и программ в области наук, культуры, образования, сохранения исторического наследия и др. Несколько позже, в апреле 1995 г., в Москве было подписано соглашение между правительствами РФ и Монголии о культурном и научном сотрудничестве. Особое внимание в соглашении было уделено задачам установления, развития в поддержки непосредственных связей между научно-исследовательскими и образовательными учреждениями обеих стран, обмену опытом и публикациями.

Активная реализация смены коммуникативной стратегии в научных контактах российских и монгольских ученых началась в 2000 г. После визита президента РФ Путина В. В. в Монголию вновь становится одним из важных международных партнеров России, и государство активно поощряет развитие научных связей.

В новых геополитических условиях научно-техническое сотрудничества между Россией и Монголией активизируется, становятся разнообразными его организационные формы и расширяется круг участников с обеих сторон. Основные конфигурации этого сотрудничества определяются сегодня договорами и соглашениями между Российской академией наук и Академией наук Монголии, российскими и монгольскими научно-исследовательскими институтами университетами, совместной грантовской программой Министерства образования, культуры и наук Монголии, Российского гуманитарного научного фонды и Российского фонда фундаментальных исследований, договором по сотрудничеству в области архивов и др. Россия расширяет помощь Монголии в подготовке национальных кадров в своих учебных заведениях- новым направлением стало открытие филиалов российских вузов в Монголии.

Примечателвным собыитем явилось подписание 15 мая 2003 г. соглашения между Правительствами РФ и Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

Новый этап в развитии монголо-российского научного взаимодействие характеризуется не только ростом количественных показателей совместных проектов, экспедиции, конференций и публикаций, но и расширением географии сотрудничества, в которое все активнее включаются соседние с Монголией регионы России: Бурятия Калмыкая и сибирские научные центры. По мнению российских исследователей, развитие монголо-российских отношений на современном этапе показывает, что из них окончательно ушла идеологическая составляющая; На место пришли национальные интересы.

Важное значение в двухсторонних научных контактах имеет взаимное сотрудничество учреждений академий наук России и Монголии. Здесь, в первую очередь, следует отметить совместные работы научных институтов Монголии с учреждениями Бурятии, Калмыкии, Иркутска, Новосибирска и других приграничных регионов.

Географическое соседство и глубокие исторические связи между Россией и Монголией предопределяют взаимный интерес и побуждают к сотрудничеству в различных отраслях, в том числе, к тесному научному взаимодействию. И хотя, как показывает исторический опыт, интенсивность контактов между учеными двух стран находилась в прямой зависимости от характера монголо-российских отношений, научное сотрудничество оставалось важной составляющей международной деятельности двух стран.

Анализ условий существования и механизма функционирования дает возможность осознать произошедшие изменения и составить представление об особенностях и специфике развития монголо-российского научного сотрудничества, его основных чертах, направлениях, географическом расширении и динамике развития, чтобы испольковать весь позитивный опыт, накопленный обеими странами за предыдущие десятилетия, для дальнейшего развития и углубления научного сотрудничества.

Сотрудничество в области образования по-прежнему является ведущим в системе монголо-российских культурных отношений. Однако содержание и характер этого сотрудничества приобрели специфику, отвечающую требованиям переходного периода к демократии и рыночном отношениям, переживаемого обеими странами. Россия больше не берет на себя ответственность за создание инфраструктуры общеобразовательной школы, материальное обеспечение системы среднего, специального и высшего образования в Монголии, за подготовку учителей и печатание учебников.

В советское время многие юноши и девушки учились в вузах СССР, после 1990-х гг. в связи с перестройкой политической и экономической систем в наших странах сократилось количество студентов. Россия начиная с конца 1990-х гг. ежегодно принимала в российские вузы около 200 студентов из Монголии на основании межправительственного соглашения и их количество ежегодно увеличивается. В настоящее время в вузы России в год поступают около 300 молодых людей из Монголии. Более 1500 студентов учатся за счет бюджета российского правительства и столько же- на коммерческой и межведомственной основе. Лет десять назад нашли юноши и девушки осваивали в основном такие специальности, как экономист, юрист журналист. Сегодня интересы молодежи изменились. Более привлекательными стали инженерные профессии. Также увеличивается количество тех, кто продолжает свою научную карьеру.

Особенностью культурных связей РФ и Монголии в 1990-е гг. и в начале 2000-х гг. Явился более широкий их региональный аспект, особенно четко обозначившийся в сфере приграничного сотрудничества. Пункт о культурном сотрудничестве стал систематически включаться в тексты соглашений, заключаемых между администрациями российских регионов и правительственными организациями Монголии.

У монголо-российского научного сотрудничества очень большой потенциал в будущем, связанный с реализацией крупномасштабных проектов в области энергетики, горнорудной промышленности и т.д.

Для современной Монголии, несмотря на всю ее многовекторную политику и усиление внимания к ней ср стороны ведущих держав мира, в особенности Соединенных Штатов Америки, партнёрство с Российской Федерацией, особенно научное сотрудничества имеет непреходящее значение.

25 марта 2010 г. в г. Москве был подписан Протокол о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Академией наук Монголии на 2011-2015 гг., в котором предусмотрены проведение совместной российско-монгольской комплексной биологической, геологической, палеонтологической и археологической (историко-культурной) экспедиций.

Развитие сотрудничества монгольских и российских ученых в конце ХХ в. в начале ХХI в. в области изучение кочевых цивилизаций все более ориентируется на такие проблемы, как диалог двух цивилизаций, современное значение монгольской кочевой культуры и создание совместных научных трудов.

Концептуальное значение имеет вопрос о культурном синтезе, возникающем в ходе сотрудничества между монголоязычными республиками Российской Федерации (Бурятия, Калмыкия, Тыва), с одной стороны, и Монголией- с другой. Возможности широкого межцивилизационного взаимодействия России и Монголии являются важным фактором развития всего комплекса сотрудничества между обеими странами. Перспективы сотрудничества двух стран в сфере науки и образования просматриваются довольно отчетливо в зависимости от следующих факторов: от характера внешней политики Российской Федерации и Монголии в отношении друг друга, способности России отстаивать свои национальные интересы в Монголии, и противостоять культурному влиянию на нашу страну со стороны других заинтересованных государств.

Многое будет зависеть от непосредственных контактов между людьми. Темпы развитияк культурного сотрудничества между Россией и Монголией и их уровень в огромной степени определяются тем, насколько успешно в каждой из наших стран будет развиваться культурное национальное строительство и производство с использованием достижений мирового научно-технического прогресса.

Планируется открыть представительство Академии наук Монголии в г. Иркутске на площадке научного центра СО РАН до конца первого полугодия этого года. Это даст определенный импульс по развитию взаимоотношений двух академий. Кроме того, представительство может послужить дискуссионной площадкой для обсуждения вопросов, связанных с озером Байкал, и геологических платформ. Уверен, такое сотрудничество принесет свой плоды.

Надеемся, что в 2016 г. будет подписано трехстороннее соглашение между Федеральным агентством научных организаций, РАН и Академией наук Монголии. В связи с этим ученым сообществом Иркутской области были подготовлены и направлены предложения о сотрудничестве между институтами СО РАН и Монголии, а также по развитию совместных комплексных программ.

Кроме того, обсуждался вопрос о формировании предложений о создании научно-технической подкомиссии межправительственной комиссии по экономическому, социальному и научно-техническому сотрудничеству. В рамках ее работы, можно будет представлять научно обоснованные рекомендации по ряду социально-экономических вопросов, в том числе взаимодействию двухстороннего сотрудничества.

Контакты в области науки и образования между Монголией и Россией являются интегральной частью международных отношений в целом. Они играют важную роль в межцивилизационном диалоге наших стран, способствуют взаимному обогащению, формированию взаимопонимания и взаимного доверия между нашими народами. Иными словами, взаимодействие в области науки и образования является действенным фактором сближения наших стран и народов.

На современном этапе развития человечества процесс взаимообогащения становится непременным вектором глобализации современной жизни мирового сообщества. Одновременно каждая страна берет из чужой культуры то, что она может воспринять с пользой для себя, не утрачивая собственных национальных корней.

Список литературы

  1. Сухбаатар Г. Монголын туухийн дээж бичиг / Сухбаатар Г. УБ.1992 г. Т.1.
  2. Далай Ч. Монголын туух / Далай Ч. УБ.2015 г. Т.3.
  3. Монгол-Оросын шинжлэх ухаан, соёлын харилцаа (121-1960). УБ.2011. Т.1.
автор: Чулуунхуу Дэлгэржаргал
комментариев: 0 | просмотров: 33 | 02/05/2017
Читайте также:
Экстернат: охота пуще неволи
Экстернат – это альтернативная форма обучения. Но иногда именно она яв ...
Дипломні та курсові роботи на замовлення. За та проти!
Відповідна стаття присвячена наданню освітньо-інформаційних послуг та ...
Каждому, кто хочет работать и учиться одновременно
Во времена молодости наших родителей учеба в университете для многих я ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)


Ссылки на статью «Сотрудничество между Монголией и Россией в области образования и науки»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/sotrudniestvo-mezhdu-mongoliei-i-rossiei-v-oblasti-obrazovanija-i-nauki/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/sotrudniestvo-mezhdu-mongoliei-i-rossiei-v-oblasti-obrazovanija-i-nauki/">Сотрудничество между Монголией и Россией в области образования и науки</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/sotrudniestvo-mezhdu-mongoliei-i-rossiei-v-oblasti-obrazovanija-i-nauki/]Сотрудничество между Монголией и Россией в области образования и науки[/url]


Інтернет реклама УБМ
Наши партнеры
Покер онлайн
Биржи
etxt.ru
 

 

Інтернет реклама УБМ


Інтернет реклама УБМ