СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Сказка о 12 братьях и сестрах для взрослых

комментариев: 0 / добавить комментарий

Я здесь расскажу одну сказку. О ней я узнал около 30 лет назад. Ее можно пересказать коротко. Два раза я так и делал, рассказав ее своим знакомым. Сейчас я думаю, что никто ничего не понял. Сейчас кое-что стало по-другому – можно рассказать многим и разным людям. За последние лет 300 люди мало изменились, чтобы понимать социальные нюансы: сверху донизу всем кажется, что ничего не меняется и не должно меняться в социальных отношениях. Я имею в виду не столько простых людей, сколько тех, кто должен был думать об управляемых ими социальных структурах и стремиться их изменять с ростом числа людей и видов деятельности. Речь идет о тех, кто оказался в верхушках человеческих обществ. Конечно, эти слова вызовут протест. Судя по обсуждениям, никто не хочет видеть заросшего леса, в котором мы живем. Да, многое поменялось вблизи, благодаря подпольной деятельности интеллектуалов. Но лес все больше зарастает. Вот, эта сказка об одном из того, что не меняется в последние примерно 250 лет, не препятствуя медленному дрейфу человечества в его социальное прошлое.

Эта сказка о братьях и сестрах по устройству мозга, по своим взглядам на окружение, по их целям. К сожалению, лишь один раз и то не полностью эти цели были реализованы. Но даже эта неполная реализация позволила людям чуточку продвинуться вперед. Эту сказку я перескажу от своего имени, дополняя информацией, поясняющей события, приведшие к появлению и необходимости участия этих сибсов. Вот эта сказка.

***

Люди не сразу стали такими, какими есть сейчас мы. Появившись биологически, люди не очень сильно отличались от животных. Только начав заниматься земледелием и скотоводством, люди стали проявлять отличия от животных – человеческие качества. 11-5 тыс. лет тому наши предки стали использовать животных себе в помощь. Сначала для прокорма, но с развитием мозга, а вернее, с накоплением передаваемых в следующие поколения знаний, и для усиления своих возможностей в силе, в скорости, для преодоления расстояний. Мобильно использовать возможности неживой природы, кроме таких самодвижущихся явлений природы, как ветер и вода, люди стали совсем недавно при сравнении с предыдущей своей историей. Но это потребовало больших знаний.

До появления связанных с братьями и сестрами технологий правители мало отличались от своих подданных. Создание государства потребовало организатора, погруженного головой в социум и смотрящего на людей через призму осознания своей оторванности от остальных людей и от племенных ритуалов развиваемых жрецами. Средой для его мыслей была не природа, как в те времена для простонародья, а среда людей. Это был эксперт в понимании людей, которые его окружали, психолог, исследователь. Тогда стали расходиться пути умов внутреннего и социального.

У социального ума появились две ветки. Первая путем формализации передавала результаты внутреннего ума. Появились абстракции, письменность, школа. В начале на этот путь вступили мировые религии. Они стали жрецами формальных массовых представлений. Вторая ветка представляла ум в его социальной бессознательной деятельности.

Организатор государства был представителем второй ветки. Пусть он не мог формализовать свои представления, но они принуждали его к действию. А результатом стало подчинение ему людей, их объединение под ним, иерархическая структура государства. Изначально сохранение и развитие государства есть главная задача тех, кто находится в верхушке любого человеческого общества. Её нельзя отдавать никому из нижних слоев и никаким автоматизированным процессам. Это закон природы. Государство придумали самые умные социально ориентированные люди. Участие таких людей во всех следующих поколениях правителей является необходимым условием стабильности человеческого общества. Это достигается путем отбора, а также неформального и формального обучения.

Жрецы в государствах были продолжением первых племенных ритуалов. От них редко отказывались. Они были носителями знаний, полезных или бесполезных, но формализованных абстракций необходимых мозгу, абстракций передаваемых из поколения в поколение. В Европе этим занималась церковь. На начальных этапах развития именно в отношении формальных знаний правители мало отличались от простых людей. Они не могли словами выразить свой успех. Поэтому они не могли заставить наследников делать, как это делали они. А тут еще требовалось дополнение в изменяющихся условиях. Удобные в реализации представлений лидера люди не подходят к роли наследника организатора с глобальными взглядами. Отсутствие необходимого эксперта неумолимо приводит к нарушению целостности государства. Об этом говорят распады государств и империй. Объединение верхушки возможно только при участии интеллектуальных оценок. До западноевропейских обществ верхушка государств была не элитой, а стаей, которая ставила материальные цели, члены которой сопоставлялись по психологическим, физическим или/и экономическим различиям. Такие цели легче сформулировать, и их понимает подавляющее большинство людей, которым кажется, что их участие в верхушке достаточно для существования их и остальных. Поэтому стихийный отбор осуществляется из тех, кто сам себя предлагает. Но это всегда отбор у животных, а не человеческий. Задача интеллектуализации верхушки встала уже в самых первых государствах в проблеме наследования власти. Неосознание этого необходимого условия легло на человечество проклятьем первобытного насилия, распадами обществ, армагедонами.

Где-то в 16-17 веках в верхушки европейских государств кто-то ввел новый масштаб сравнения – объем формальных знаний, получаемых в результате обучения. Люди способные к такому виду деятельности стали объектом социальной значимости. Их самообучение для преподавания породило науку в школе. Роль жрецов перешла к школе, профессорам, ученым. В Европе образовательный ценз стал необходимым для непосредственного участия в верхушке. Верхушка стала более массовой, более объединенной, и, приняв одной из внутренних целей знание, она стала элитой. Элита – это своеобразное информационное партнерство, исключающее борьбу. Нигде кроме Европы переход к элите не произошел, хотя к этому близко подходили во многих местах. Поэтому появление образовательного ценза не могло быть автоматическим. Его ввел какой-то эксперт.

Для людей того времени, не получавших формального массового образования, был необходим личный пример, чьё-то увлечение, как сейчас говорят, харизма. Именно это поджигало корпоративный эффект. Впрочем, личный пример как составляющая, необходим и сейчас, но обязательным условием должно быть обоснование, в том числе логическое. Личный пример в верхушке может настраивать массы на освоение новых видов деятельности. Тогда он формирует положительный отбор. В этом случае наш биологический вид развивается. Если верхушка ставит себе целью что-то уже освоенное в прежних социальных схемах, например, для нашего времени деньги или физическое превосходство стаи, то массы постепенно, но достаточно быстро, переходят в новых условиях к старым социальным схемам. Прежние социальные схемы были реализованы на меньшем числе людей. Поэтому в массах появляются новые лидеры предыдущего типа, вводя в общество разрушающие отношения, стремясь разорвать общество на подчиненные им группы. С этими процессами верхушка не может справиться. Она постепенно этим заражается и перестает быть элитой, замещаясь простонародьем, пытающимся внешне быть похожим на элиту.

Первые люди продолжали родовые отношения животных. Социально это были простые иерархии во главе с родовым вожаком. Появление нового мужчины с его большей способностью оценивать окружающую среду привело к нейтрализации принципа родового вожака и возникновению племени с двухуровневой иерархической структурой и ритуализованными формами принятия социальных решений. Это был шаг в развитии вида. Для появления племени были свои братья по генам нового мужчины, один из которых стал нашим предком. Большой градиент интеллекта мужчин вывел в лидеры человека способного в своем мозгу создать опережающую модель своего окружения, используя ритуалы, реализовать ее и стать лидером. Возникло государство. В любой социальной среде влияние масс огромно и, становясь определяющим, всегда тянет в прошлое. Обучение решает задачу подтянуть массы к лидеру. Но лидер оказался не способным развить групповые формы принятия решений, что начались в племени. Массы, наделенные инстинктом родового подчинения, увидели в лидере вожака и сами наделили его простыми стайно-родовыми качествами. Так на Земле размножилось государство автократического типа.

В средние века переход к элите в Европе был подготовлен нейтрализацией родового лидерства, так хорошо прижившегося после его уничтожения племенем в государствах остального мира. Осталось надеяться на появление воспитанного в верхушке лидера-интеллектуала, воспитавшего в себе представление, что наиболее комфортно ему будет в среде, где с уважением относятся к знаниям и умениям и людям ими обладающими. Этот лидер должен был поставить себе цель добиться отношений в верхушке адекватных своим представлениям, а не заразиться внешними по отношению верхушки материальными целями типа выделяться перед бедняками или выпендриваться перед вожаками верхушек соседних государств. Этот будущий лидер должен быть молодым, его мозг должен был усвоить правила своей среды, он должен был искать новых способов выделения в стае, что характерно именно молодому мужчине. С последними требованиями до сих пор не могут расстаться в западных странах и навязывают их нам при отборе, что противоречит современности, созданной практикой тех же западных достижений – молодежь отбирает зрелый в социальных вопросах эксперт. Он ставит перед ними частные абстрактные или социальные задачи (люди в науке решают частные абстрактные задачи).

Молодой человек, удовлетворяющий необходимые требования, появился. К 20-ти годам он созрел и обратил на себя внимание. Но успех, вероятно, оказался слишком ранним. Мысли его сосредоточились на привычных требованиях своей среды и стали развиваться в направлении выполнения её целей. Масса подчинила его. Потенциально интеллектуальные способности его могли дать большие преимущества и увести стаю к разрушительному процессу, как это многократно бывало раньше. Для целей биологического вида он оказался бесполезным и в будущем обреченным на внутренние проблемы. Вскоре его естественная смерть была не очень болезненной и предотвратила его будущие страдания. Внешняя оценка поставила этого человека на одно из первых мест в интеллектуально-социальной иерархии людей, но успех достался человеку, реализовавшему вторую попытку.

Вторая попытка была предпринята через некоторое время в другом европейском государстве. Там осваивает науку жизни другой молодой человек. В своих представлениях он оказался более независимым от среды, чем его первый брат. Ему удалось превратить стаю в элиту, обучить ее новой схеме и отправить в самостоятельное плавание по социальным волнам. Европа вступила на путь промышленного развития, используя накопленные и текущие природные физические возможности. После медленного движения начинается более собранное накопление знаний. Но второй брат не разделил знание для масс и элиты, не выделил для элиты в особый вид знаний знания по организации общества. Он не настроил членов элиты на воспитание и отбор в их среде экспертов для решения социальных задач. Задача развития человечества была решена не до конца.

К социальным отношениям европейцев применяют термин капитализм. Это связано с тем, что были выбраны в качестве всеобщего регулятора, в том числе и для элиты, используемые в прежних социальных схемах деньги. Для реализации технологических проектов, предлагаемых экспертами (часто специалистами) первичной становится некоторая накопленная сумма денег, ради которой люди, реализующие проект, готовы работать. В свою очередь деньги обеспечиваются простыми и освоенными продуктами для жизнедеятельности. Раньше эта схема была проверена на художниках. В 18-м веке ее применили к участникам разделенного труда, что не производили продукты питания. Повсеместное пронизывающее использование денег упростило жизнь верхушки. Оно автоматизировало многие отношения. Но одновременно оно ослабило роль знания, создающего элиту именно в той ее деятельности, которая была направлена на социальную централизацию. Если для масс на первом месте знания по освоению внешней среды, то для верхушки главными являются знания по организации общества. Вместо этого она декларирует приоритет экономики. В социальных отношениях верхушка все больше подчиняется предлагаемым технологическим схемам и правилам обмена товаров и денег. Правда, у верхушки остается одно требование: при создании новых взаимоотношений людей для реализации и работы технологической схемы должны сохраняться устойчивость верхушки и ее возможности подчинять общество. В остальном она дает свободу предпринимателям и торговцам. Все это сформулировано в виде принципа рыночной системы. Развитие технологий ведет к росту видов деятельности. При таком раскладе для сохранения целостности самой системы требуется превентивное централизованное вмешательство, сохраняющее эффективно работающие структуры. Верхушка устранилась от приобретения знаний для такого вмешательства. Массы начинают ощущать ненужность монархий. Как результат, со второй половины 18-го столетия, начиная с Франции, происходят периодические кризисы согласованности общих действий. Их знают как экономические кризисы и социальные революции простолюдинов.

Естественно, еще до кризисов осуществляется первая попытка дополнить начатые реформы. За ней следует еще восемь. Все они примерно по одному сценарию. Реализовать изменения должны были молодые люди из элиты. Все они росли в достаточно доброжелательной обстановке, исключающей соперничество и включающей сотрудничество. Их голова должна была стать моделью социальных отношений. В этих отношениях они видели перспективу для себя и постоянство среды, формируя из этого свои ожидания от окружения и требования для других. Для этого социального перехода не требовались от людей такие качества, как при переходе от рода к племени. Вполне достаточно было определенного состояния мозга. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации расчет делался и на женщин. Среди этих девяти было как минимум две девушки. Все в этой девятке умирали рано. Эта смерть не наказание. Это было поощрение. Последней во второй половине 19-го столетия была самая молодая из всех девушка, уникальные представления которой о нормах социальной среды реализовывались в виде требований к другим людям. Но потом ее мысли стали занимать другие проблемы. В четырнадцать лет она умерла. Все эти люди друг другу намного ближе, чем кровные родственники.

К концу 19-го века элита исчезла. Не получилось ее объединения и развития. Как результат прекратилось общее социальное развитие. Застыли социальные формы. Войны, социальные условия для которых стали исчезать еще в 18-м веке, становятся все более разрушительными и получают своих вожаков и идеологов. Но в 20-м столетии получает развитие процесс накопления информации. Конечно, здесь мало полезной социальной информации. В этом месиве никакой формальный анализ не даст социального результата. В этой ситуации появляется еще один небольшой шанс – появление эксперта, накопившего знания за свою долгую жизнь. Знания эти обо всем: об огромном мире и его микрочастях, о неживой природе и биологических объектах, о человеке и человеческом обществе. Это знания о лесе, а не о каждом конкретном дереве. На этом шаге это двенадцатая попытка. И последняя.

***

Вот и вся сказка. Конечно, мои комментарии не совсем последовательны и далеко не полны. Но я не хочу увеличивать объем.
© Михаил Черевко

 

автор: Черевко Михаил Алексеевич
комментариев: 0 | просмотров: 178 | 27/01/2012
Читайте также:
Царство мёртвых
Царство мертвых - статья известного бизнесмена и мецената Рубена Григо ...
Скажи мені, хто твій ворог - і я скажу, хто ти... (продовження)
Ми раніше вже починали досліджувати проблему "ворогів всередині держав ...
Скажи мені, хто твій ворог, і я скажу, хто ти...
Суспільство останнім часом поділилося на "своїх" та "чужих", немає жод ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)


Ссылки на статью «Сказка о 12 братьях и сестрах для взрослых»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/skazka-o-12-bratyah-i-sestrah-dlya-vzroslyh/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/skazka-o-12-bratyah-i-sestrah-dlya-vzroslyh/">Сказка о 12 братьях и сестрах для взрослых</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/skazka-o-12-bratyah-i-sestrah-dlya-vzroslyh/]Сказка о 12 братьях и сестрах для взрослых[/url]


Інтернет реклама УБМ
Наши партнеры
Покер онлайн
Биржи
etxt.ru
 

 

Інтернет реклама УБМ


Інтернет реклама УБМ