Сфера сознания является двухслойной. Кроме высшей психики, представленной мышлением посредством понятий и оперирующей абстрактной реальностью, есть слой эмоционально-психической активности, сфера эмоционально-психических переживаний. И на вопрос, что переживает человек, можно дать, по сути, один ответ: человек переживает мир культурных смыслов, на который опирается его поведение. Характерно, что в этом случае носителями смыслов являются зрительные, слуховые и другие образы, обращенные к эмоциональному восприятию человека.
Образы, а не абстракции являются в рассматриваемом случае средствами передачи смысловых значений. В свое время К. Лоренц указывал на значительную общность эмоциональной сферы животного и человека, на сходство их эмоциональных состояний в критических ситуациях. Тем не менее, можно утверждать, что психика животных ограничена процессами возбуждения и торможения, в то время как переживание, в его собственном смысле, доступно только человеку, поскольку, отметим еще раз, оно обращено к миру культурных смыслов.
К таким поведенческим формам относятся моргание, покраснение, оборачивание, осматривание и т.п. Реакции такого типа не имеют принципиального значения для рассмотрения социального поведения, поскольку они носят преимущественно рефлекторный характер, не затрагивают сферы сознания и мало касаются всего массива социальной активности человека. Они лишь указывают на то обстоятельство, что в достаточно сложном массиве поведения человека могут воспроизводиться структуры, унаследованные из эволюционного прошлого.
Проникновение рациональной составляющей в поведение человека могло происходить лишь через осознание связи мотивации и действия аналогично тому, как рациональность предметного действия обнаруживает себя через связь «цель - действие -результат». По этой причине для анализа социального поведения принципиальное значение имеет рассмотрение процесса формирования и реализации мотивационных установок.
В человеческом обществе мотивации социального поведения формируются культурой, т.е. всей совокупностью мира смыслов и значений, соотносимых с социальной и предметной средой. В ходе ассимиляции мира культуры и формирования мотиваций исключительная роль принадлежит эмоциональным процессам, процессам переживания образов и смыслов. Внутренний психический мир человека формируется подобными комплексами переживаний.
Часть таких переживаний осознана и осмыслена, но значительная часть не сопровождается рациональным осмыслением и составляет сферу бессознательного, подсознательного и т.п. В этой сфере или, по меньшей мере, с ее участием формируются мотивации социального поведения. В одних случаях эти мотивации осознаются и соотносятся с социальными условиями, в других - остаются неосознанными или осознаются (рационализируются) неадекватно.
URL | http://www.stateyki.org.ua/articles/osobennosti-izucheniya-sfery-soznaniya/ |
Ссылка | <a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/osobennosti-izucheniya-sfery-soznaniya/">Особенности изучения сферы сознания</a> |
BBCode | [url=http://www.stateyki.org.ua/articles/osobennosti-izucheniya-sfery-soznaniya/]Особенности изучения сферы сознания[/url] |