СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Образ женской судьбы в поэзии В.Коркиной

комментариев: 0 / добавить комментарий

Образ женской судьбы в поэзии В. Коркиной

Бывает ли поэзия мужская и поэзия женская?

До XX века женщина обычно была лишь объектом поэтического высказывания. В двадцатом веке женский голос стал одной из доминант современной поэзии. Можно сказать, что это следствие тотальной эмансипации во многих сферах человеческой деятельности. Женщина вошла в области творчества и мысли, которые прежде казались чисто мужскими.

Но что же изменилось в самой поэзии после того, как женский голос стал ее неотъемлемой частью? Какие новые звуки и смыслы открылись?

Женщина пришла в поэзию и заговорила своим языком. Но когда она пришла в поэзию, эта самая поэзия уже существовала сотни лет (русская) и тысячи лет (мировая) и была пропитана традицией. И всю эту поэзию в основном создали мужчины. Каролина Павлова (едва ли не первый самостоятельный женский голос в русской поэзии, середина XIX века) написала:

Вот и теперь сомнение одно

Пришло на ум: боюсь, в строфе моей

Найдут как раз вкус "Домика в Коломне"

Читатели, иль "Сказки для детей"...

Дело не только в том, что читатели заподозрят эту поэзию во вторичности, но и в том, что женщина еще не вполне уверена в своей самостоятельности. Она принесла в поэзию свое особенное содержание, но ей еще предстояло поверить в собственное, новое и острое зрение.

В ХХ веке начинает звучать мощный хор женских голосов. И это уже не исключение – это норма.

Что произошло во второй половине XX века? Женщина смогла оторвать привычный мир от себя, чтобы затосковать по нему и сделать предметом своего творчества.

 

Валентина Михайловна Коркина – курская поэтесса. Однако родилась она в селе Никулино Николаевского района Ульяновской области в крестьянской семье.

Детство ее сладким не назовешь: время послевоенное. Окончив среднюю школу,   в 1960 году Валентина Михайловна работала на заводе в  г. Кузнецке Пензенской области. А в 1965 г. Поступила в МГУ им. М. В. Ломоносова на дневное отделение  факультета журналистики.   После университета В. М. Коркина сотрудничала в газетах Уфы, Горького, Красноярска. Это была, по ее словам, «пора познания окружающего мира».

Тягу к Слову поэтесса почувствовала еще в школьные годы. Валентина Михайловна пишет: «Уверена, что толчок к поэтическому творчеству дали мне красота родной земли, гармония сельской жизни, по-детски радостное восприятие бытия».

Постоянно  совмещая литературную деятельность с журналисткой, она работала консультантом при областной писательской организации, была руководителем областного литературного объединения молодежи (1984-1991).

В. Коркина является автором 6 сборников стихов.

О книге Валентины Михайловны «Открытая даль» Виктор Давыдков отзывается так: «Стихотворения Валентины Коркиной вызывают ощущение полета души, о чем бы она ни писала: о родине, о детстве, природе, любви…»

Например, ее сборник стихов– «Предзимний сад». Так озаглавлена книга, которая представляет собой камерную лирику – исповедальную, скорее грустную, нежели бодрую, и очень женскую по природе своего творчества.

В стихах этого сборника, как в свое время было написано на страницах «Курской правды», мы увидим «радости и тревоги материнства, неизбежный и трудный быт, вековечные женские печали и надежды: разлуки, обиды, ожидание».

И все творчество Валентины Коркиной как бы пронизано общей тональностью рассуждения о быстротекущей жизни, некой философичностью автора.

В одном из интервью Владимир Детков сказал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Но мы всегда должны быть уверены, что оно отзовется добром, ежели оно изначально им заряжено. Ведь по существу любое истинное сочинение – это письмо к Другу. От души к душе…

И далее Владимир Детков добавляет:

«Ну как расценить известный теперь многим в Курске факт, что женщина из Прибалтики в крутую минуту судьбы прочла стихотворение Валентины Коркиной «Ты верь» и осталась жить? И после все, кому бы я ни давал прочесть его, — благодарно озарялись…» (газета «Городские известия», Т. Кравец)

Однако все это не только не отменяет трудностей  судьбы, которую выбрала женщина-поэт, но словно предполагает их. И о том, какое воплощение нашли они в поэзии Валентины Коркиной наше исследование.

Каждый поэт находит отражение в своих стихах. Вот и в стихах Валентины Михайловны Коркиной мы обнаруживаем отражение ее биографии, внутреннего духовного опыта и реалий жизненного пути.

Рассмотрим ее стихотворение «Сама дорогу выбирала…»:

Это текст четвертой книги стихов Валентины Коркиной «Земные токи» (1996). Здесь широко представлена тема выбора человеком своей судьбы, его сомнения в правильности этого решения.

Сама дорогу выбирала, –

Покинув сельскую избу,

Работу выбрала по нраву

И в целом  - личную судьбу.

Зачем же я, ни в чем не каясь,

Средь городских обжитых стен

Крестьянских рук своих стесняюсь –

Больших, в рисунке крупных вен?

Рефлексирующий герой данного текста ставит вопросы о предопределении индивидуального выбора в системе традиционной культуры, о нравственной ответственности каждого из нас:

Тут ни при чем друзья-подруги:

Сама случайный брошу взгляд,

И вдруг покажется, что руки

Меня за выбор мой корят…

Героиня догадывается о внутреннем противоречии в себе, но принять это как данность, примириться с этой мыслью для нее тяжело.

Однако, как раз это сомнение и выдает в героине живую душу. Она ищет, ошибается и не отказывается от своего пути. В тексте развернута картина драматического диалога человека и его совести.

«Из сцены тревожного созерцания больших крестьянских рук кажется очевидным вывод: героиня мыслит их иными…В сознании ее живет образ самостоятельной, успешной, одним словом – сильной личности, реализующей себя в идеальном пространстве культуры», с одной стороны. Однако желаемое и действительное далеко не всегда совпадают. И память о своей малой родине составляет другую неотъемлемую часть ее судьбы. Тем более, что героиня ищет себя не только как женщина, но и как художник. Перед нами не статичный образ, а личность динамичная, ищущая свое предназначение  в движении собственной жизни.

Сможет ли найти она то, что обещает творческую и человеческую самореализацию? Ответ на этот вопрос остается открытым. Валентина Коркина  не спешит с предложением прописных истин. Но поставленные ею вопросы сродни тем, что в свое время были предложены «большой» литературой XIX столетия.

Другое стихотворение В. Коркиной  еще более предметно указывает на связь времен, в основании которой лежит судьба поэта. Я позволю себе привести его полностью.

Как легко и разбужено

К нам, сквозь годы и снег,

Входит профилем Пушкина

Девятнадцатый век!

И внезапно стремление  -

Тихо свечи зажечь,

И сухими поленьями

Растопить в доме печь.

Говорить о поэзии…

О российской судьбе,

Думать резко и весело,

Как о главном в себе.

В этих стихах автор рассуждает на тему «главного», что составляет культурное сознание индивидуальности. И, исходя из последних строк, ясно, что главным в жизни остается творчество. Творчески мыслить, рассуждать, предугадывать… судьбы страны и человека в глубине веков и современной истории – такова работа неуспокоенного сердца поэта. И благословляет его на этот творческий путь имя А. С. Пушкина, легкий профиль автопортрета на полях рукописи:

Как легко и разбужено…

Входит профилем Пушкина

И не столько история фактов.

Врывается даруемое этим именем чувство свободы, радостных возможностей, веры в них. Не об этом ли однажды воскликнул А. Блок:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Несомненно, имя Пушкина является неоспоримым эталоном в творчестве каждого поэта. Именно с этим именем связано «внезапное» озарение, которое испытывает героиня стихов Валентины Коркиной:

И внезапно стремление  -

Тихо свечи зажечь…

Приблизиться, прикоснуться к сокровенному, к тому, что испытываешь однажды и пытаешься сохранить, передавая другим, –  вдохновенному порыву своего дарования. И душа Валентины Коркиной способна на этот порыв. Ее художественное сознание в этот момент молодо и дерзновенно.

Здесь любопытно, как нам кажется, и ее стихотворение «Двенадцать. Середина дня…». Когда вдохновенный порыв исчерпан и приходит пора другой тематики – человеческих сомнений, разочарованности и рассуждений.

Здесь главное – тема быстротечной жизни, бегущей как песок сквозь пальцы во всех проявлениях повседневности.

Суета проходит на фоне постоянной музыки, и вскоре кажется, что это звучит недосягаемый для смертного мир гармонии. Присутствие рядом не делает его более близким и понятным:

Двенадцать. Середина дня.

Еще осталась половина!

Но что-то мучает меня,

И непонятно – в чем причина…

Припомню, что было со мной.

Вчера я спать легла: устала.

А в это время за стеной

Негромко музыка звучала…

Окно, зашторенное тьмой, -

Так рано я сегодня встала!

А в это время за стеной

Негромко музыка звучала…

И становится понятным, что главное для поэта та самая музыка, живущая всегда рядом с ним, слышимая и обязывающая к творческому поступку.

Однако мир женской судьбы, как и прежде, тесно связан с открытием красоты в повседневности. Мир «малого круга», как определяется материальный порядок в религиозно-философской публицистике, радует автора стихов и неизменно предлагает ему разнообразие тем и сюжетов.

Обратимся к стихотворению «Прекрасен день с рассвета до заката...». Это стихи о человеческом счастье женщины-поэта, о радости каждого дня, о доброй душе в светлом мире житейской гармонии:

Прекрасен день с рассвета до заката.

В душе – избыток света и добра.

Легка моя дорога и крылата,

Как росчерк вдохновенного пера.

 

И снова «росчерк пера» из классического XIX века, поэзия которого проходит под именем Пушкина:

Легка моя дорога и крылата,

Как росчерк вдохновенного пера.

А значит, и мы возвращаемся к тексту «Как легко и разбужено…», его легкости и доверию к жизни. И здесь, в стихотворении «Прекрасен день с рассвета до заката…» музыка уже не выступает в качестве грустного фона в судьбе поэта, как в стихах «Двенадцать. Середина дня…», она наполняет все существо женщины любовью и творчеством:

Мой милый рядом:

Плещется знакомо

В глазах сиянье жаркого огня.

И радугой цветной и невесомой,

Охватывает музыка меня.

Женщина этих строк умеет радоваться жизни, она с благодарностью принимает дарованное ей счастье. И если мы часто воспринимаем счастье как раз и навсегда нам данное, то героиня стихов Валентины Коркиной умеет трудиться над ним.

Мы уже сказали, музыка снова присутствует в этом стихотворении, как и в предыдущем. Музыка – это символ вдохновения. Это благодарность жизни. Именно в благодарении за жизнь должна состояться судьба человека, как состоялась она в поэзии Валентины Коркиной.

 

Маслова М. И. Мифологема «Счастливой женщины» в поэзии Валентины Коркиной (на примере одного стихотворения)

Размещено: сборник статей

комментариев: 0 | просмотров: 400 | 27/12/2009
Читайте также:
Книги из жанра современной фантастики
Современный мир фантастики, очень сильно потерпел кардинальные изменен ...
Стихи о войне
Сквозной темой творчества некоторых поэтов является война. Трудно объя ...
О псевдониме Андрей Белый
Научно-литературное эссе символического образа писателя серебряного ве ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)


Ссылки на статью «Образ женской судьбы в поэзии В.Коркиной»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/obraz-zhenskoi-sudby-v-poezii-vkorkinoi-1/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/obraz-zhenskoi-sudby-v-poezii-vkorkinoi-1/">Образ женской судьбы в поэзии В.Коркиной</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/obraz-zhenskoi-sudby-v-poezii-vkorkinoi-1/]Образ женской судьбы в поэзии В.Коркиной[/url]


Інтернет реклама УБМ
Наши партнеры
Покер онлайн
Биржи
etxt.ru
 

 

Інтернет реклама УБМ


Інтернет реклама УБМ