СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Можно ли обойтись без логопеда?

комментариев: 0 / добавить комментарий

Правильное произношениеНа протяжении первых пяти лет жизни ребёнок учится говорить: 1 год – слушает речь взрослых, улавливает эмоциональную окраску; 2 – год подражает звукам, которые слышит, говорит первые слова, появляются первые предложения; 3 – появляются слова всех частей речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы. Так возрастает понимание речи ребёнком, но дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи опережает произносительные возможности ребёнка, т.к. усвоение многих звуков тормозит недостаточная подвижность артикуляционного аппарата ребёнка – это движение мышц языка, губ, нижней челюсти. В 3 – года такое произношение считается нормальным, в 5 – ребёнок должен обладать плавной, чёткой, выразительной речью. Словарный запас должен быть достаточным для возможности описания ребёнком увиденного. Дети с неправильным произношением очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.

В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Во первых – недостаточное развитие движений речевых органов (языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), во вторых – фонематический слух – способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи, находится ещё в процессе формирования. Если к 5 годам все эти несовершенства не прошли, то необходимо начать систематические занятия с логопедом, так как с каждым годом коррекция речи будет даваться сложнее.

Занятия с логопедом включает несколько видов деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная, голосовая, развитие мелкой моторики, логопедический массаж, развитие фонематических процессов, коррекция нарушений письма и чтения.

При разных нарушениях логопед подбирает комплекс упражнений.

Для того, чтобы воспроизвести звук, нужно совершенным речевым аппаратом, чтобы органы речи были подвижны и пластичны для выполнения артикуляционных движений, а неправильное строение артикулярного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и их недостаточная подвижность нередко является причиной плохого произношения.   Язык - наиболее активный участник в образовании звуков и произношении слов. От его положения и от того, какую форму он принимает, зависит правильное произношение большинства звуков языка.

Невозможно произвести коррекцию практически любого нарушения без артикуляционной гимнастики.

Недостатки произношения отягощают эмоционально- психологическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы избежать такой проблемы, следует начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям от 2-4 лет такая гимнастика поможет «поставить» правильное произношение, а дети 5-6 лет смогут преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношения.

Некоторым детям легко даётся «языковая гимнастика», другие же плохо владеют своими речевыми органами и требуется длительная тренировка для того, чтобы они могли воспроизвести необходимое речевое движение.

Начнём с рифмованной артикуляционной гимнастики:

Язычок гулять собрался;

Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)

Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)

Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)

Съел варенья пол ведра, (делаем движение языком, как бы, зачерпывая варенье из ведра)

Потом выбежал во двор,

Перелез через забор, (движение языка через зубы)

На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)

На лошадке в лес умчался.

Это упражнение нужно выполнять быстро, но только, когда ребёнок все движения может выполнять правильно.

 

Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Качели (движение языком вверх – вниз за зубами)

На качелях я качаюсь:

Вверх - вниз, вверх – вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

 

«Горка» (кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка поднята).

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго.

Кончик в зубы упирается,

Бока к верху устремляются.

 

«Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму,

И остатки оближу.

 

«Грибок»

В лесу моя сестричка,

Нашла в кустах лисичку.

Лисичка – не зверёк,

Лисичка та – грибок.

 

«Гармошка» (движение нижней челюстью, не отрывая приклеенного к нёбу языка)

К небу язычок приклеили,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой –

Гармонист ты неплохой.

Ребёнок должен выполнять все упражнения перед зеркалом.

 

Для постановки свистящих звуков обязательными будут упражнения:

- «Наказать непослушный язык» - широкий язык лежит на нижней губе и говорит: «Пя – пя – пя»;

- «Лопаточка» - открыть рот и положить на нижнюю губу широкий язык,

- «Почистить зубы» - приоткрыть рот, почистить зубы кончиком языка, делая движения из стороны в сторону с натужней и внутренней стороны.

Для постановки шипящих звуков обязательны следующие упражнения:

- «Вкусное варенье»;

- «Грибочек»;

- «Лопаточка»;

- «Гармошка»;

- «Маляр» - открыть рот, погладить широким кончиком языка нёбо, делая вперёд – назад.

 

Для постановки звука «Р»:

- «Вкусное варенье»;

- «Маляр»;

- «Почистить зубы»;

- «Лошадка»

В игровой форме можно исправлять дефекты речи и закреплять правильные звуки, используя способность ребёнка к воспроизведению услышанного.

Волк.

Попросите малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперёд и произнести звук «у-у-у») Если ребёнок не может вытянуть губы – научите его дуть в трубочку.

 

Котёнок

Попросите ребёнка плакать, как котёнок.

 

Пузырёк

Научите малыша надувать щёчки и резко разрывать смычку губ.

 

Лошадка

Прищёлкивая языком, поцокать, как лошадка.

Можно добавить и такое: как достать язычком до носика, показать длину языка, положить на кончик носа ватку и подняв язык к верхней губе – сдуть ватку «запустить парашутик».

Если нет проблем с нервными окончаниями языка, для проведения артикуляционной  гимнастики присутствие логопеда не обязательно.

Удачи вам друзья!!!

автор: Ирина
источник: cka3kapro.narod.ru | комментариев: 0 | просмотров: 403 | 11/05/2010
Читайте также:
Коли діти дарують радість
Незабаром радісне для школярів свято останнього дзвоника. Та що чекає ...
Гармонизация отношений родителей и детей
Следующий лагерь под руководством Ефима Шабшая ждет своих новых (и ста ...
Влияние современной школы на психику ребенка
Ефим Шабшай, автор и бессменный преподаватель курса технологий личност ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)


Ссылки на статью «Можно ли обойтись без логопеда?»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/mozhno-li-oboitis-bez-logopeda/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/mozhno-li-oboitis-bez-logopeda/">Можно ли обойтись без логопеда?</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/mozhno-li-oboitis-bez-logopeda/]Можно ли обойтись без логопеда?[/url]


Інтернет реклама УБМ
Наши партнеры
Покер онлайн
Биржи
etxt.ru
 

 

Інтернет реклама УБМ


Інтернет реклама УБМ