СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Меценатство и покровительство на Востоке и Западе как уникальное явление в культуре человеческого сообщества

комментариев: 0 / добавить комментарий

Меценатство и покровительство на Востоке и Западе как уникальное явление в культуре человеческого сообщества

В наше время интерес к истории собирательства и меценатства в мире неизмеримо вырос, так как без этого феномена трудно представить развитие не только отечественной культуры и искусства, но и мировой культуры в целом. Ведь эти люди – это мировая гордость и слава! Без них мы не имели бы художественных, исторических, книжных и архивных сокровищ.

В памяти поколений запечатлен почетный ряд имен собственных, возведенных благодарными потомками в ряды нарицательных. Очевидно, более всего их в науке – Ом, Кулон, Ньютон… Это единицы – термины строгие, определенные и всеобщие. В сфере культуры имен нарицательных меньше. Одним из этих имен является «Меценат».

Но сначала надо определиться, что означает понятие «меценат» и откуда оно к нам пришло. Истоки этого понятия ведут в глубину веков. Именно в библии мы находим первое упоминание о благотворительности или покровительстве. Патриарх Сим, сын Ноя, создал первую школу. А школа – это храм не только знаний, но и духовности в целом. И поддержать эту духовность в силах покровителей, т.е. меценатов.

В данной статье автор желает показать, что меценатство и покровительство – значимое культурное явление в истории человечества, способствующее развитию искусства и культуры в целом, и несущее в себе духовное обогащение человека. Отмечу только, что этим людям присуще созидательное начало, чувство сопереживания, подчас высокая мораль, поддерживаемая сильной верой и патриотизмом.

Сегодня человечество вышло на новый уровень эволюционного развития, которое предполагает международное сотрудничество, поэтому общемировой взгляд на культуру в целом является необходимым. Таким образом, рассматриваемое мною культурное явление, будет показывать меценатство, покровительство с единой точки зрения на историю, культуру и искусство. В качестве напутствия я возьму слова св. Иоанна Кронштадского: «Милостыня есть благодеяние, прежде всего тому, кто ее подает».

Уже в Китае, царство Ци (1тыс. До н. Э) стало известно своей выдающейся ролью в культуре и жизни страны. Именно здесь впервые в период правления царя Хуаньгуна (374-356гг. До н.э.) было создано первое в истории Китая, да и, может быть, вообще мира, высшее учебное заведение Цзи ся. В нем работали и обучались представители различных философских и представительских школ: конфуцианцы, даосы, натурфилософы. Такое объединение различных мировоззренческих и культурных традиций способствовало процветанию страны, в котором оно появилось.

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что правление Октавиана Августа было неким «золотым веком» всей культуры Древнего Рима и особенно литературы. Как заметил Гораций, «в Риме все стали писать стихи». Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август стремился поддерживать свое государство не только силой оружия. Он окружил себя людьми, понимающими силу искусства. В кружке Мецената собирались поэты, прославляющие стихами правление Августа, - Гораций, Тибулл, Вергилий.

А в Индии правитель Ашока (правитель Магадхи из династии Маурьев в 273-232гг. До н.э.) запечатлел свои указы в так называемой Львиной капители (колонна Ашоки в Сарнатхе), которая имеет огромное значение, как самый ранний памятник индийской эпиграфики. Свою жизнь он посвятил мирному правлению своим государством и отеческой заботе о своих подданных, будучи могущественным покровителем буддизма.

«Золотой век» византийского искусства был связан с политическим и экономическим подъемом в годы правления Юстиниана (527-565 гг.).
Самой значительной постройкой не только времени Юстиниана, но и всего периода существования империи явился храм во имя Софии – символа божественной мудрости. Благодаря особому рвению и щедрости Юстиниана строительство велось необычайно энергично, через пять лет со времени закладки здание было уже готово во всех его частях. На торжественное открытие храма 26 декабря 537 г. Юстиниан прибыл на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Войдя в храм, он воскликнул: «Слава Богу, удостоившему меня совершить такое дело!..».

При Юстиниане широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили иконы.
Юстиниан, как никто из византийских императоров, покровительствовал искусству и использовал его в своих политических целях. При нем, кроме архитектуры и изобразительного искусства – мозаики и иконописи, получила развитие также литература, а именно историография и гимнография.

В следующем, VII веке в Индии получил международную известность университет – Махавихара («Большой монастырь»), его основателем был Кумарагупта I из императорской династии Гупта. Здесь изучались такие науки, как философия, брахманизм, грамматика, логика, фонетика, медицина, математика и химия. Обучались в этом университете представители различных религиозных школ и направлений. Китайские, тибетские, корейские, яванские и бирманские монахи совершали сюда долгие и порой опасные путешествия. Так, Хуань_Цань оставил живописный рассказ о приеме, который ему оказали в университете.

Современником Хуань Цаня был Бенедикт Бископ, именуемый также как Бенет (Benet) Бископ или Бископ Бадусин (г. Ж.628-689/690) – основатель и первый настоятель прославленной пары монастырей св. Петра (Виамаут) и Павла (близ Ярроу на Тайне). Постоянные поездки в Рим позволили ему собрать роскошную коллекцию манускриптов, мощей и изображений, подаренную впоследствии монастырям. В конце VII века и в начале VIII веков эти монастыри являли собой один из самых процветающих центров христианской учености и искусства в западной Европе. Прекрасная библиотека, которую собрал Бенедикт, сделала возможной появление на свет работы историка Беды Достопочтенного, как Historia abbatum (Жития аббатов) – наилучшее описание жизни бенедиктинцев.

Средневековье – самый благодатный период в появлении покровительства и меценатства. И в это время появляются люди, которых мы можем назвать меценатами, это мы видим на примере Юстиниана, Бенедикта и нижеследующих личностей. Но в эпоху Западного Средневековья использовался термин «донатор». Это своего рода синоним покровительства или меценатства.

Самый неудачливый правитель Поднебесной Сун Хуэй Цун (правивший с 1082 по 1135гг) вошел в историю как тонкий художник и покровитель искусств. До наших дней дошли 19 его картин.

Один из щедрых и знаменитых меценатов, лучших государственных деятелей своего времени является Козимо Медичи Старший (итал. Cosimo di Ciovann de’ Medici, Cosimo il vecchio, 1389-1464гг.) – основатель могущества фамилии Медичи. Огромные средства, приобретенные им обширными и удачными коммерческими операциями, Козимо употреблял на благо народа. Он первый из Медичи начал широко покровительствовать художникам, а в особенности ученым и поэтам. Его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции.

Внук Козимо Старшего Медичи – Лоренцо Великолепный (1449-1492гг) также, как и дед, был щедрым меценатом. С его именем связан период наивысшего расцвета культуры Флоренции. В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Лоренцо поддерживал Фичино, главу платоновской академии, участником которой являлся сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пуличи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Белибо, Эрмалао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства: Сандро Боттичелли, Филипино Липпи, Андреа Верокьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Гало, юный Микеланджело. По семейной традиции Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

Юлий II (1443 — 1513) вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый меценат эпохи Возрождения. В 1506 году было начато строительство нового собора св. Петра по плану архитектора Донато Браманте (1444-1514гг). В 1512 году были открыты для обозрения фрески в Секстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджелло Буаноротти (1475-1564гг.). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В 1508-1512 гг. Апартаменты Ватиканского папского дворца знаменитый художник Рафаэль Санти (1483-1520гг) оформляет так называемыми станцами.

Особое место в истории развития буддийской цивилизации в Тибете и Монголии занимает школа Гэлуг, ли Гэлугпа, основанная Цзонкхапой (Цзонхавой, 1357-1419). Цзонхава провел значительные преобразования в духовной культуре. Сочинения Цзонхавы признаны наивысшим достижением философской мысли Тибета.

Своего расцвета Османская империя достигла во времена султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Он бескомпромиссно боролся со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии.

Одним из крупнейших покровителей искусства названного периода на Востоке и религий является Великий Акбар (основатель династии Великих Моголов 1542-1605гг.) Он проявил себя мудрым правителем и тонким знатоком науки и искусства, при дворе которого были собраны лучшие ученые, поэты, музыканты и художники. В период правления Акбара была создана школа живописи, собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. Акбар проявлял живой интерес ко всем религиям, включая христианство, и разрешал свободное вероисповедание. Акбар говорил: «лишь та вера истина, которую одобряет разум».

Характерной особенностью восточного императорского двора является то, что некоторые халифы способствовали развитию науки и искусства. В том числе, знаменитый Насир-ад-Дин способствовал развитию астрономии, и впоследствии его преемник, знаменитый ученый Улугбек (XVв.), достигнет значительных высот в «исследовании» космоса. Впоследствии достижениями его будут пользоваться ученые Запада XIX века.

О культурной деятельности Людовика XIV (1643-1715) хочется сказать особо. История возводит против него немало тяжких обвинений, и все они справедливы; Но нельзя забывать при этом, что в годы его правления на «вечнозеленом дереве французской литературы созрело немало прекрасных плодов». Страсть к коллекционированию произведений и камнерезного искусства была присуща Людовику XIV на протяжении всего периода его царствования, и он с удовольствием демонстрировал свою коллекцию своим гостям.

В России история меценатства имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Мы вспоминаем такие имена, как Владимир I, Ярослав Мудрый,  Андрей Боголюбский и т.д.

Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесшего в страну дух европейского Просвещения. Петровское время – петровские реформы – явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от средневековья к новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все больше принимало светский характер, освобождаясь от уз религии.

Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. К концу царствования Петра I придворная культура все более тяготела к роскоши и пышности. А в период царствования Екатерины II наступил значительный взлет меценатской деятельности. Долголетнее правление ее было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупных состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства. С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В в царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, а в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским. Искренне считая себя последовательницей учения французский просветителей, Екатерина одной из своих задач считала работу «над умами в варварской стране» духовные преобразования, т.е. развитие искусства, науки и культуры.

Какой человек может быть покровителем искусства в современном обществе? Сегодня в мире появилось очень много богатых людей, но современный мир не стал культурен. Это доказывает основную мысль, что меценаты и покровители искусства изначально должны быть людьми культурными, которые чувствуют потребность в благотворительности. Материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги - это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов.

Меценатами не рождаются, ими становятся. И  думается, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы сохранить созданное их предшественниками много лет назад, а также восстановить многие архитектурные памятники, особенно в России, ждущие до сих пор своих покровителей.
Нарастающей дисгармонии общества можно противопоставить только созидание, выраженное в духовном и образовательном аспектах. И, наверное, осуществить это возможно лишь духовно опираясь на грандиозное создание двух выдающихся людей XX века, стремящихся выполнить свое главное предназначение жизни. Это Иван Владимирович Цветаев, создатель музея Изобразительных искусств им. Пушкина и Рабиндранат Тагор, индийский писатель, философ и общественный деятель, создатель всемирной школы в Шантиникитоне. По сути музей и школа имеют общую направленность. Школа создает образовательное и духовное пространство, в котором человек впитывает в себя и воспитывает в себе культуру и знания, а музей «сохраняет сакральный смысл Просвещения… Как ритуал посвящения в красоту, постепенно раскрывающую сознанию и чувствам смысл человеческой жизни, вплавленный в нее и проявленный в разных формах искусства, в разных видах познания. Медленно, но верно красота «расширяет объем души», формируя его как личное художественно-историческое пространство». Музей как хранитель искусства, «как сердцевина культуры вообще» создается как храм духовного просвещения, в котором все подчинено идее художественно-исторического образования и места, где происходит борьба за душу человека и сохранения вечных и неизменных ценностей, а сохраняя духовные и материальные ценности, мы передаем потомкам умение жить и созидать, жертвуя личным во благо человечества.

Литература:

1. Белоусов И. Ушедшая Москва. М., 1927г.

2. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России.   М., 1989г.

3. Полунина М., Фролов А. Памятники отечества: завещано России: Меценаты и коллекционеры. Альманах №29, 1993г.

4. Прохоров В. Л. Искусство и образование. Меценатство в России. Проблемы эволюции. Журнал методики художественного образования. №5, 1998г.

автор: Винокуров С.Е., студент
комментариев: 0 | просмотров: 226 | 24/03/2010
Читайте также:
Свята грудня в Росії
Для кожного з нас грудень є особливим місяцем. У цей місяць ми прагнем ...
Деревянное строительство карельского народа
Перед российскими строителями стоит чрезвычайно важная проблема - доба ...
Пояс верности
Нет недостатка в исследованиях истории возникновения поясов верности, ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)


Ссылки на статью «Меценатство и покровительство на Востоке и Западе как уникальное явление в культуре человеческого сообщества»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/metsenatstvo-i-pokrovitelstvo-na-vostoke-i-zapade-kak-unikalnoe-yavlenie-v-kulture-chelovecheskogo-soobschestva/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/metsenatstvo-i-pokrovitelstvo-na-vostoke-i-zapade-kak-unikalnoe-yavlenie-v-kulture-chelovecheskogo-soobschestva/">Меценатство и покровительство на Востоке и Западе как уникальное явление в культуре человеческого сообщества</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/metsenatstvo-i-pokrovitelstvo-na-vostoke-i-zapade-kak-unikalnoe-yavlenie-v-kulture-chelovecheskogo-soobschestva/]Меценатство и покровительство на Востоке и Западе как уникальное явление в культуре человеческого сообщества[/url]


Інтернет реклама УБМ
Наши партнеры
Покер онлайн
Биржи
etxt.ru
 

 

Інтернет реклама УБМ


Інтернет реклама УБМ