СТАТЕЙКИ.ORG.UA
электронный каталог статей

Художники готовы снижать цены на свои полотна

комментариев: 0 / добавить комментарий

ЧИСТКА ОТ «РОЗОВОГО ГНОЯ»

Кого же из украинских художников можно считать ведущим? Если оценивать признание художника не по формуле «широко известный в узких кругах», а по стандартным критериям арт-рынка (продажи на ведущих аукционах, участие в солидных международных выставках, авторитетные премии, наличие произведений художника в собраниях крупнейших музеев мира, работа художника с известнейшими галереями), можно говорить лишь об успешности Ильи Чичкана (его произведения на июньских торгах Philips de Pury продавали за 40 тыс. евро) и Арсения Савадова, картина которого в ноябре 2008-го ушла на лондонском MacDougall’s за 10,5 тыс. евро. Однако успехом это можно считать разве что условно, ведь по мировым меркам это более чем скромные деньги. И причины этого явления — не в таланте или эстетике. Все дело в том, что украинский арт-рынок сегодня развивается преимущественно в теневом поле. Львиная доля сделок между художниками и покупателями не афишируется и не документируется. Соответственно произведения, оборачивающиеся в теневом сегменте, несмотря на их художественную ценность, часто имеют лишь виртуальную рыночную стоимость, которую ее владельцам и авторам в случае выхода на международный уровень нечем защитить или подтвердить.

Оценивать арт-рынок «по показателям рентабельности элитных художников для элиты или же по рекордным ценам некорректно», считает президент центра современного искусства Soviart и Ассоциации арт-галерей Виктор Хаматов. По мнению эксперта, 15–30% рентабельности (а на работы отдельных художников — 100% и выше) — показатели довольно условные, поскольку в нашем государстве они связаны «с выходом на рынок значительного количества бизнесменов, покупавших арт-объекты не для коллекционирования (в том числе с инвестиционной целью), а преимущественно для решения интерьерных вопросов». «Мода диктовала переориентацию дизайна интерьеров на арт и поиск оригинальных стилевых решений», — объясняет Виктор Хаматов. Поскольку в ближайшее время коттеджного и офисного бума не предвидится, следует понимать, что художникам, которые финансово поднялись на этой специфической нише, придется снова погрузиться в творческий поиск и научиться откликаться не только на формально-стилевые, но и экзистенционные проблемы.

Основатели галереи «Боттега» Марина и Виталий Щербенко говорят: «Рынок современного искусства перенасыщен некачественными произведениями в связи с агрессивными технологиями брендинга и рекламы. Надеемся, что он пройдет своеобразную чистку. Ведь нередко в трудные времена в художественном пространстве рождаются новые стили, художественные группы, шедевры. Все, кто сейчас работает на высоком художественном уровне, — преимущественно выходцы из времен перестройки, это художники с высокой степенью творческой свободы». Положительных результатов от кризиса ожидает и директор галереи «Коллекция» Дарина Жолдак: «Исчезнет «розовый гной» (характеристика, данная гламуру Ильей Кабаковым. — Ред.) и общая гламуризация искусства, его восприятие как «светского» образа жизни. Появятся неформатные работы, возможно, восстановятся сквоты, завяжется художественная дискуссия. И появится надежда на прорыв молодых художников».

СРЕДНЯЯ ЦЕНОВАЯ КАТЕГОРИЯ

В несколько более сложном положении, чем художники, окажутся отечественные арт-галереи. Украинцы все активнее интересуются искусством, однако покупать его стали меньше — таков общий вывод, сделанный по результатам анализа влияния финансового кризиса на галерейный сегмент арт-бизнеса. Впрочем, исследовав ситуацию на макроуровне, Виктор Хаматов прогнозирует, что затишье в галерейном бизнесе продлится не один год. По его мнению, это связано с тем, что кризис совпал с фазой частичного удовлетворения спроса среднего класса на произведения искусства. «Именно от состояния среднего класса зависит среднерыночная привлекательность арта», — констатирует эксперт.Соглашаясь в целом с тем, что кризис притормозил развитие арт-рынка в Украине, Марина и Виталий Щербенко отмечают, что «появился новый посетитель и покупатель, который ощущает, что искусство — это тихая гавань в условиях сегодняшнего кризиса, и готов вкладывать деньги в его произведения». Факт роста количества граждан, предметно интересующихся искусством, на основании статистики посещения сайта www.uniart.com.ua подтверждает и хозяйка этой виртуальной художественной галереи Ксения Курьянова. Однако и здесь реальных покупок (средние цены — $2–3 тыс.) стало меньше, а художники, размещающие свои творения на сайте, готовы снижать цены.

«Наши постоянные клиенты продолжают покупать художественные произведения, — отмечает Ирина Осадчая, директор галереи «Ирэна», — осторожнее стали относиться лишь к предметам высшего ценового диапазона». Что касается аукционов, то, по мнению специалистов по оценке произведений искусства Игоря и Михаила Тамойкиных, основателей канадского Tamoykimuseums, «большинство их основных покупателей вряд или существенно страдают от разного рода финансовых катаклизмов».

Из-за крайне ограниченных финансовых ресурсов галереи пересматривают свои планы, и кое-кто готов отказаться от сугубо экспериментальных проектов в пользу более коммерческих. Но в целом, поскольку в течение двухтысячных годов значительная часть галерей вооружилась современными технологиями менеджмента и маркетинга, им будет легче маневрировать меж кризисных айсбергов.

СПРАВКА

Заинтересованность динамикой и тенденциями арт-рынка со стороны банкиров и финансистов привела к появлению нового вида банковских услуг, так называемого арт-банкинга. В 2008 году практически все мощные европейские кредитные и банковские организации сформировали структурные подразделения art advisory, ориентированные на работу с vip-клиентами (портфели от 500 тыс. евро). Специалисты таких подразделений предоставляют услуги по формированию коллекций и управления ими, оценке и инвентаризации предметов искусства и антиквариата. Одно из мощнейших подразделений арт-банкинга входит в структуру Deutsche Bank, во франкфуртском отделении которого консультируют по вопросам инвестиций в предметы искусства. Банк владеет крупнейшей в мире корпоративной коллекцией, насчитывающей около 53 тыс. произведений искусства и антиквариата.

По оценкам австрийской консалтинговой компании Kunst Asset Management Gmb, только лишь в сегменте живописи стоимость мировых арт-активов достигла $250 млрд. На протяжении последних трех лет рост цен на произведения искусства во всем мире составил около 50%, в США — 67%. В то же время индекс акций Dow Jones за этот период поднялся лишь на 24%. Эксперты отмечают, что именно финучреждения и арт-фонды в последнее время стали основными покупателями произведений искусства на аукционных торгах (в частности — Christie’s и Sotheby’s).Очевидно, именно тесная интеграция финансового и арт-рынка и привела к переполоху на осенних торгах 2008 года. Так, 6 октября в гонконгском Sotheby’s остались невостребованными 20% лотов современного искусства. Однако о кризисе на арт-рынке заговорили лишь после ноябрьских нью-йоркских торгов, в результате которых Sotheby’s получил $125 млн. вместо ожидаемого минимума $202,4 млн. Из представленных 63 лотов 20 остались непроданными.

Вместе с тем, по итогам осенних торгов, были зафиксированы новые ценовые рекорды. Мировой арт-рынок похудел лишь на спекулятивный прирост денежной массы. Причем общее для ведущих аукционов количество проданных лотов — около 60% — является средним показателем для 2000-х годов. Таким образом, о падении арт-рынка говорить не приходится — более того, в ХХ веке он прошел испытание рядом кризисов и доказал свою прочность.

автор: Николай СКИБА
источник: www.uniart.com.ua | комментариев: 0 | просмотров: 50 | 04/07/2009
Читайте также:
Як малювати картини по номерах
Почати малювати картини по номерах дуже просто. Все, що вимагається ві ...
Рисование в Харькове для детей и взрослых
Умение красиво рисовать некоторым людям дано от природы. Но что делать ...
Новинка с безграничными применением – светящаяся в темноте краска ТАТ 33
Люминофорная краска – это инновационная разработка в сфере лакокрасочн ...
Комментарии:
Администрация каталога не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Сообщения, оставленные на сайте, являются исключительно личным мнением их авторов, и могут не совпадать с мнением администрации каталога.
комментариев нет

ты можешь быть первым
* - поля, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению.
Ваше имя*: (max 64 символа)
E-mail: (max 64 символа)
Комментарий*:
без HTML (min 20, max 1000 символов)


Ссылки на статью «Художники готовы снижать цены на свои полотна»:
URL
http://www.stateyki.org.ua/articles/hudozhniki-gotovy-snizhat-tseny-na-svoi-polotna/
Ссылка
<a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/hudozhniki-gotovy-snizhat-tseny-na-svoi-polotna/">Художники готовы снижать цены на свои полотна</a>
BBCode
[url=http://www.stateyki.org.ua/articles/hudozhniki-gotovy-snizhat-tseny-na-svoi-polotna/]Художники готовы снижать цены на свои полотна[/url]


Інтернет реклама УБМ
Наши партнеры
Покер онлайн
Биржи
etxt.ru
 

 

Інтернет реклама УБМ


Інтернет реклама УБМ