Перед финно-угорскими зодчими стоит очень важная проблема - добавить в финно-угорскую архитектуру, которую многие в России считают "русской", элементы отличия, непохожести, подчеркнуть ее местные национальные проявления.
Конечно, что данную проблему нельзя решить без вникания в сущность культурного наследия, без большого понимания направлений и отличительных черт развития строительства прошлых веков, чтобы, не следуя пути легкого подражания и стилизаторства, рассказать языком архитектурных форм о сотворенной нашими дедами красоте. При поиске дальнейших путей развития нашей архитектуры Карельского края полностью понятно стремление обратиться к опыту карельского народа, тем более что народное деревянное зодчество карел все еще не полно рассмотрено и широко распространены мысли относительно его национальных черт.
Мы стараемся выявить общую картину зарождения и развития деревянного строительства на землях Карелии на базе натурного исследования памятников, привлечения архивов. В хронологическом отношении анализируются срубы, дома, бани до конца девятнадцатого - первой половины 20 вв., когда в следствие общего кризиса России народное искусство пришло в запустение. Ранняя отметка изучаемого периода, определяемая в основном существующими сооружениями, весьма условна, в виду того, что устойчивость традиций и некоторая оседлость деревенского быта до Октябрьской революции позволяли длительное сохранение архаичных видов домов или отдельных архитектурно-конструктивных решений.
Когда читатель заинтересуется памятниками народного зодчества карел, почувствует их чудесность и поймет текущие особенности и закономерности их появления, задачу этой публикации можно считать исполненной - внимание к памятникам, восприятие и понимание их прелести не могут пройти впустую и, в конечном счете, обязаны принести практические плоды.
Материальная культура любого народа, неотъемлемой частичкой которой является зодчество, из-за контактов данного народа с соседями неизбежно получает разные наслоения. Это обстоятельство можно сказать и о зодчестве народа Карелии, где в следствие специфики исторического развития местности прослеживаются черты вепсской, финской, саамской культур. Уже в одинадцатому веку народы Карелии имели связи с Киевской Русью, были колонизированы ею, а первые выходцы из также колонизированных Киевом новгородских земель и с Верхнего Поволжья селились в Обонежье и Поморье.
В 12 в. часть территории Карелии была включена в состав Новгородской феодальной земли, а в 15 в. Карелия с Новгородом вошла в Российскую империю, где финально сформировалась карельская народность. К XIX столетию восточная часть края имела преобладающее российское население, в то время когда запад был заселен карелами (граница между землями с российским и карельским населением к тому времен была примерно по линии нашей Октябрьской ж/д).
Но и народонаселение западной части Карелии было неоднородно по национальности. Так, юго-восточную землю Прионежья, в окрестностях Шелтозера, занимали немногочисленные вепсы - потомки в прошлом знаменитого народа веси. Вследствие взаимосвязей древних карел и вепсов появились две этнолингвистические группы - приладожские карелы и прионежские карелы, заселившие юго-западную часть края. Средняя и северная Карелия была заселена самими карелами, которые, по словам Тароевой Р.Ф., во время своего расселения столкнулись с малочисленным, но чрезвычайно самобытным по своей культуре лопарским народом и ассимилировали его.
URL | http://www.stateyki.org.ua/articles/derevyannoe-stroitelstvo-karelskogo-naroda/ |
Ссылка | <a href="http://www.stateyki.org.ua/articles/derevyannoe-stroitelstvo-karelskogo-naroda/">Деревянное строительство карельского народа</a> |
BBCode | [url=http://www.stateyki.org.ua/articles/derevyannoe-stroitelstvo-karelskogo-naroda/]Деревянное строительство карельского народа[/url] |